Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» Солнечного муниципального района Хабаровского края. Духовные потребности старшеклассников. Выполнила: Штыркова Алёна Алексндрова, ученица 11 класса «Б». Руководители: Накоренок Юлия Валерьевна, учитель истории и обществознания, Казаковцева Любовь Владимировна, руководитель НОУ «Перспектива». Солнечный 2007
Духовность – высшая степень в иерархии потребностей человека. В. Зеньковский
Главная проблема – проблема духовности. Формирует наше сознание, мировоспри ятие. Определяет судьбу. Помогает в освоении истории страны. Дает начало к познанию прекрасного.
Новизна предполагаемых результатов исследования заключается в уточнении научного представления о сущности духовности, духовных потребностей; в перспективном использовании полученных практическим путём данных в дальнейшей работе школьной психологической службы, педагогов- предметников и педагогов- организаторов.
Цели : 1. уточнить научное представление о сущности духовности, критериях определения уровня духовного развития, о духовных потребностях; уровень исследованности данной проблемы; 2. определить критерии, показатели и уровень сформированности духовных потребностей у старшеклассников нашей школы.
Задачи Собрать теоретический материал, систематизировать имеющиеся данные, обобщить их. Провести анкетирование старшеклассников МОУ СОШ 1 п. Солнечного с целью определения направления и уровня сформированности их духовных потребностей. Описать результаты анкетирования; Оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.
Научные деятели, проводившие исследования в этой области Представители философской религиозной культуры. Современные философы, рассматривающие духовную потребность как побудительную силу нравственной деятельности. Отечественные психологи. Зарубежные психологи. Современные литературоведы Педагоги.
Они обращают внимание на истоки человеческого бытия, духовность и духовные ценности жизни и культуры.
В отечественной литературе по психологии потребность рассматривается как объективная нужда организма в определенных условиях внешней среды, обеспечивающих его жизнь и развитие, как осознание этой нужды или ее отражение.
В зарубежной психологии исследованы следующие аспекты проблемы потребностей: роль потребностей в развитии мышления человека, в становлении его сознания; связь потребностей и мотивов поведения человека; влияние потребностей на ценностные ориентации личности (А. Маслоу, К. Роджерс).
Педагоги уделяют внимание формированию познавательных, эстетических, нравственных потребностей и потребности в общении. Педагогические пути формирования духовных потребностей в старшем школьном возрасте намечены С.А. Гуревичем, Е.В. Квятковским. Педагогические средства формирования потребности в самосовершенствовании рассмотрены в трудах Л.С. Нечипоренко.
Понятие духовности. Зависит от исторического развития цивилизации Связано с развитием внутреннего мира каждого
В зависимости от того, как внутренне индивидуум способен отвечать на вопросы своего бытия, своего отношения с другими субъектами, своего отношения к своему духовному развитию и окружающему его мирозданию и понимается состояние духовности определённого индивидуума.
Критерии определения духовности личности твердая внутренняя позиция, норма внутренней нравственности уровень морали и нравственности в обществе
Потребность формирует личность. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. биологическиесоциальные духовные
Духовные потребности. познаниеобщение эстетика
Важнейшей из духовных потребностей человека является познание. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию». Другая важнейшая духовная потребность – эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности. Еще одна духовная потребность человека – в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание к друг другу, сочувствие сопереживание, обмен идеями, совместное творчество – таковы некоторые проявления потребности в общении.
Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Понимание мироздания, осознания своего места в обществе и смысла собственной жизни ; ориентация на определенный идеал, интерпретация моральных норм и ценностей - вот основная роль духовных потребностей в современном обществе.
Методика М. Рокича М. Рокич различает два класса ценностей : терминальные – убеждения в том, что какая – то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться ; инструментальные - убеждения в том, что какой – то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.
Приоритетные терминальные ценности старшеклассников здоровье уверенность в себе любовь материальная обеспеченность друзья общественное признание развлечение
Приоритетные инструментальные ценности старшеклассников
Проанализировав ситуацию в школе, мы выяснили, что у большинства сегодняшних старшеклассников материальные потребности и социальные стали преобладать над духовными. Их убеждения неустойчивые, мировоззрение искаженное, не говоря о нравственных ценностях. Такое положение дел свидетельствует о необходимости использования системного подхода в формировании духовных потребностей старшеклассников.