Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Advertisements

Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Общество как социальная система Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Общество Группа людей, объединившихся вместе для общения и совместной деятельности Конкретный этап в историческом развитии народов Обособившаяся от природы.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Сущность понятия «экономическая система» и её основные характеристики Презентация для изучения курсов: Экономическая теория, РЭУ, ИЭУ, История экономики.
учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников,
Общество, как динамическая система Выполнила ученица И-10-1 Класса Александрова Надежда.
Транксрипт:

Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.

Системный подход к изучению общества Системный подход к изучению общества сложился во второй трети ХIХ в. Его использовали в своих исследованиях О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и другие ученые.

Сущность системного подхода Рассмотрение общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Элементы системы называются подсистемами. Основные подсистемы общества - те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Основные подсистемы (сферы) общества Экономи- ческая Полити- ческая Духовная Социальная

Экономическая сфера Область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Включает в себя важнейшие компоненты: материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Основным элементом являются хозяйствующие субъекты.

Социальная сфера Область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры. Важнейший элемент – социальные группы (социальные общности).

Политическая сфера Область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главные элементы: политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии. Основной элемент – государство.

Духовная сфера Область создания и освоения духовных благ. Элементы: духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества, созданные обществом духовные ценности (блага), средства осуществления духовного производства, субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом). Главный элемент – духовные ценности, существующие в виде идей и получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т.д.

Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

Формационный подход к познанию истории и общества. Формационная концепция истории была предложена К.Марксом в середине XIX в. Ключевым понятием в марксистской философии истории является понятие общественно-экономической формации.

Формационный подход Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.

Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Производительные силы являются динамичными, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-исторических формаций.

По мнению К.Маркса, общество в своём развитии проходит пять основных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Формационный подход

Достоинства формационного подхода: 1. Позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов. 2. Представить историю общества как единый процесс. 3. Установить определенные закономерности исторического развития общества. 4. Предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран.

Формационный подход Недостатки формационного подхода: 1. Многие народы не проходили в своем развитии через все или большинство формаций. 2. Большинство процессов в обществе объяснены с экономических позиций. 3. Роль человеческого фактора, деятельности отодвигается на задний план. 4. Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Цивилизационный подход к познанию истории и общества. Цивилизационный подход начал формироваться в XVIII в. Наибольшее развитие получил в конце XIX–начале XX в. Цивилизационные концепции исторического процесса были предложены Ф.Ницше, О.Шпенглером, М.Вебером, А.Тойнби. Цивилизационный взгляд на историю: история нелинейный, многовариантный процесс.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие « цивилизация », которое имеет множество трактовок. Термин « цивилизация » (от лат. civis гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется: как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер); как ступень исторического развития (например, JI. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер); как синоним культуры (например, А. Тойнби); как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности. Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Теории локальных (локальный с лат. – местный) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация).

Цивилизационный подход Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этических признаков и соответствующих географических рамок.

Цивилизационный подход Достоинства данного подхода : 1. Это дает возможность глубже понять происходящие изменения и зафиксировать их специфику; 2. Применимость подхода к истории любой страны или региона; 3. Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Цивилизационный подход Недостатки цивилизационного подхода : 1. Неясность критериев, по которым выделяется цивилизация. Полного описания или перечня таких оснований до сих пор не существует. Это порождает путаницу; 2. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ. 3. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Вывод Методологические основания формационного и цивилизационного подходов к познанию истории и общества различны, поэтому они так отличаются. В понятии «цивилизация» фиксируется социокультурная особенность, уникальность и неповторимость развития общества. Для формационного подхода характерна жесткая привязка к способу производства, системе экономических отношений. В понятии «общественно-экономическая формация» выражается социоэкономическая универсальность. Понятия не являются конфликтующими, они дополняют друг друга, фиксируя разные стороны исторического процесса.