Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Курьинская сош» Евсюковой Ларисы Ивановны Алтайский край с.Курья, 2010г. Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
«Увидеть и понять проблему – наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом»
Особенности личности каждого ребёнка Структура образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования
«Будущее в руках школьного учителя» В. Гюго
« Образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.» Закон РФ "Об образовании"
Евгений Вяземский, заведующий кафедрой исторического и социально- экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Актуальность опыта:
Для человека XXI столетия важнее способность анализировать исторический материал, умение работать с информацией, понимать и интерпретировать источники, на их основе реконструировать историческую реальность.
Творческий потенциал наших учеников огромен. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.
формирование ключевых компетенций школьников на уроках истории и обществознания
3 года Диапазон опыта: Уроки истории и обществознания в 7-11 классах МОУ «Курьинская сош»
Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, развивающемся обществе.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности. Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха. Свиридова А.Н. Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика. Сиротюк А.Л. Обучение целостного ребенка.
Реализация компетентностного подхода через использование интерактивных технологий.
1.Выявить роль компетентностного подхода в курсе изучения истории и обществознания. 2. Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика. 3. Применить интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности. 4. Организовать учебный процесс в инновационном режиме школы.
1. Общекультурная компетентность - обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. 2. Социально-трудовая компетентность - способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. 3. Коммуникативная компетентность - получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия. 4. Личностное самоопределение - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах. Основные компетенции:
Принцип актуализации Принцип индивидуальности Принцип субъективности Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки
Знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание
Основополагающие компетенции: знание учениками исторических фактов - « Я знаю, что это наше! » положительное отношение к определенным фактам истории и культуры - « Я горжусь …» готовность участвовать в практической деятельности- « Я готов действовать ».
коммуникативная (дискуссионная) рефлексивная имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен- ческая) деятельностная педагогические технологии: исследовательская (проблемно-поисковая)
обучение через открытие; моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; осознание учеником деятельности.
создание особого пространства учебной деятельности ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации переживание учащимися субъективного открытия осознание учеником усвоения нового как личностной ценности овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций
Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
кластер герменевтическая бабочка эссе синквейн электронное учебное пособие тесты спайдограмма презентация таблица Методические приемы и средства: опорный конспект на интерактивной доске
Кластер молодежь соц. группа возраст соц. статус субкультура особенности
Большая соц. группа Молодежь субкультура Соц. статус возраст особенности Спайдограмма
Синквейн Молодежь Веселая, беззаботная Учится, удивляет, созидает Надежда и будущее страны Поколение
Работа с картой
Работа с диаграммой
о
Опорные конспекты
Презентации
Правовая викторина
« Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал ». Р.Н. Бунеев
То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью. Конфуций
Формы работы Факультатив Конференция Урок НОУ Объединение «Краевед» Объединение «Политсеть» Олимпиада Чемпионат Конкурс Предметная неделя
Миграционная преступность как аспект изучения региональной миграционной политики. Великая Отечественная война как объект мировоззрения и государственной политики. Эхо войны: право на правду. История моей семьи - часть истории русских немцев. Русские немцы: право на реабилитацию История немцев Поволжья. Социальный статус и социальные роли ветеранов Великой Отечественной войны села Курья.
Результаты:
Результативность Результативность Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий Решительные шаги к открытости, вариативности, деполитизации учебных занятий Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах. Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания, что выражается в их желании участвовать в олимпиадах. Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания Перевод организации учебно- воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика Перевод организации учебно- воспитательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика
Результативность опыта: Сформированы учебные, социо- культурные, правовые компетенции Созданы условия для развития гражданского и патриотического сознания у школьников
Результаты учебной деятельности за последние три года по истории и обществознанию
Итоги аттестации 11-х классов по обществознанию учебный год
Итоги аттестации 11-х классов по обществознанию и учебные года
У замечательного педагога и писателя Симона Соловейчика, есть такой афоризм, ставший девизом : «Вы - талантливый учитель. У вас -талантливые ученики». Настоящий учитель - тот, кто считает своих учеников талантливыми, даже гениальными.