Активные методы обучения в системе СПО [Лекция 2] Основы профессиональной педагогики Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных действий. Используйте PowerPoint для записи предложений по ходу обсуждения: Во время демонстрации щелкните правой кнопкой мыши Выберите Записная книжка Выберите вкладку Действия Вводите замечания по мере поступления Нажмите кнопку ОК по завершении доклада В результате в конец презентации автоматически будет добавлен слайд Действия со списком внесенных предложений.
Краткое описание состояния «По мере вхождения в информационное общество, существующая система образования становится все более неадекватной; придется переоценить и перестроить подходы, способы обучения»
К инновационным способам организации обучения относятся: метод проектов, метод сотрудничества и кооперирования (исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ источников, эксперимент и опытная работа и др.).
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Учебный материал должен быть интересным!
Как повысить интерес к учебному материалу?
«Привлекательная цель» сформулировать и поставить перед учащимися простую, понятную и привлекательну ю цель
«Удивляй» найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительн ым
«Лови ошибку!» объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки или предлагает текст со специально допущенными ошибками
«Персональная папка» студент составляет авторский опорный конспект всей раннее изученной темы, авторскую программу по курсу учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов, тестовые задания ко всей ранее изученной теме учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по ранее изученной теме учащиеся подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
«Погружение в предмет» первый слушатель говорит: «1) Известно, что…, 2) Я прочитал о том…, 3) Как вы считаете …, 4) знаете ли Вы, что…» и др. и зачитывает тезис. второй слушатель раскрывает суть тезиса, продолжив: «1) К этому утверждению могу добавить следующее…, 2) может быть, это покажется незначительным, но хочу обратить внимание на…, 3) я абсолютно уверен в том, что …» и др.
Проект как метод обучения: этапы, виды, требования
1. Подготовительный этап: выбор темы, постановка цели и задач предстоящей работы, формирование творческих групп, распределение заданий между группами, определение обязанностей между членами группы, обсуждение вариантов выполнения задания, определение формы презентации выполненной работы, установление критериев оценивания конечного результата
2. Выполнение проекта самостоятельное теоретическое и эмпирическое исследование выбранной проблемы (опросы, наблюдения, экспериментальная работа), анализ и обобщение полученных данных, оформление материала, подготовка выступления
3. Защита проекта представление - доказательная и оригинальная презентация полученного результата исследования (устное изложение, доклад, дискуссия, ролевая игра, спектакль); используется эстетически оформленный наглядный материал (газета, журнал, фильм, коллаж)
4. Подведение итогов обсуждение проделанной работы, отмечаются наиболее удачные находки, осмысливаются трудности выполнения задания, обмен мнениями по результатам работы, общая оценка работы
Виды проектов: потребительский проект (организация развлечений, подготовка экскурсий, оказание услуг); проект-упражнение (обучение отдельным навыкам и их тренировка); созидательный (производственный) проект - уход за растениями и животными, конструкторская деятельность, изготовление моделей, разработка компьютерных программ; научно-исследовательский проект (самостоятельное решение какой-нибудь учебно-научной проблемы)
Требования к организации проектного обучения: соответствовать возрастным особенностям; принят всей группой учащихся (интерес); предполагать решение достаточно серьезной жизненной проблемы, а не надуманной учебной задачи;
к выбору темы проекта надо привлекать самих учащихся; учитывать наличие необходимых средств, материалов, публикаций; участники проекта должны сразу понять, что они имеют возможность самостоятельно выбирать способы выполнения задания; обеспечить позитивный психологический климат; создать условия для самоуправления; учитель – координатор групповой работы; важно знать и использовать предшествующий опыт работы учащихся
А теперь, пожалуйста, назовите темы, ключевые термины, понятия лекции 2