«Онтологизация в многомерном эпистемическом пространстве онтономии: опыты ММК» Доклад на ХII Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2007 г. П.В.Малиновского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
Advertisements

Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Вячеслав Марача Пространство институционализации методологического мышления: первая прорисовка XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2013 г. Москва.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Вячеслав Марача – Рефлексивный анализ Чтений-2008 под углом зрения понятия «практики методологии» Вячеслав Марача –
Знания как предмет управления с точки зрения методологии: интеллектуальный, институциональный и инструментальный контексты Доклад на ХV Чтениях памяти.
Онтопедагогика открытого образования: дидактический аспект А.А Попов.
А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ XIII чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
1122 Знание в действии 1. Цель настоящего сообщения 2. Онтологическая схема деятельности как конфигуратор 3. Система акта = действие + ситуация 4. Принятие.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
6-я ежегодная конференцияМетодология ММК и особенности методологического мышления Москва, 1 июня 2012 г. Вячеслав Марача Отличительные черты методологического.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Кириловская Е.П., заведующая МК.
Мыследеятельностная дидактика : к проблеме процессуальной рефлексии образовательной деятельности Александр Попов, генеральный директор АНО « Открытое образование.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Транксрипт:

«Онтологизация в многомерном эпистемическом пространстве онтономии: опыты ММК» Доклад на ХII Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2007 г. П.В.Малиновского

Предуведомление Данный доклад следует рассматривать как завершение цикла докладов автора на Чтениях гг. Триллер на тему «Способны ли методологи к развитию» завершается опытом онтологизации принципиальной схемы СМД-методологии – схемы мыследеятельности (МД)

Значимость темы. Цель доклада. Контекст, в котором следует трактовать тему, – ситуация смены эпистем на рубеже тысячелетий. Неопределенность категориального статуса ключевой для наследия Г.П.Щедровицкого схемы МД задает проблемную ситуацию. Цель доклада: на примере выявления технологии процесса онтологизация в современной ситуации определить условия для обретения статуса категории бытия схемой МД. Проблема: как онтологизировать схему МД? Придать ей статус категории бытия = реализовать процедуру онтологизации.

Ракурсы тематизации Тематическая направленность цикла Чтений - технологизация методологического мышления. Технология = систематизация опыта применения знаний к решению практических задач. Начинать экспликацию процесса онтологизации следует с полагания стандартной для нее практики. Это – онтопрактика, стандарты которой задаются нормами ОНТОНОМИИ.

Стандартная ситуация онтопрактики NN Реализация - В чем смысл бытия? - Кто мы такие на самом деле? SIT практической деятельности Мысль-коммуникация

Что такое онтологизация? Онтологизация как процесс включает следующие подпроцессы (процедуры): концентрирование на онтических вопросах, конструирование схемы картины мира, конституирование ее в нормативной структуре, конфигурирование в рамках нормативно- ценностной системы предметных представлений, многоэтапная концептуализация (перекатегоризация).

Что такое онтономия? Пространство онтологизации (ОНТОНОМИЯ) может быть интерпретировано как нормативно-деятельностное (нормирование воспроизводства практик онтических ситуаций) – по аналогии со схемами воспроизводства деятельности и трансляции норм. Это пространство задается тремя осями: - реализация (аскриптивное задание канонов) - идеализация (прескриптивное задание эталонов) - материализация (дескриптивное задание шаблонов). Получаем три интерпретационных плоскости: 1) фиксации норм и ценностей, 2) фиксации форм для конструирования «картин мира», 3) фиксации практических результатов разрешения онтических ситуаций.

Дисциплинарное поле онтономии существа Прагматика Парадигматика Синтагматика Идеализация Материализация Реализация существование сущность сущее онтология онтика онтономика

Архитектоника ноэматического содержания онтологического мышления тематики прагматика парадигматика синтагматика схематики догматики аксиоматики проблематики систематика

Смена эпистем: на пути к новой онтологии Середина 20-х гг. выдвижение Н.Гартманом и М.Хайдеггером программы «новой онтологии». Введение М.Хайдеггером концепта фундаментальной онтологии. Э.Гуссерль – онтологический вопрос может быть отнесен только к отдельному Я (Париж, 23 февраля 1929 г.) Исчерпали ли себя ресурсы феноменологической парадигмы онтологии?

Конституирование фрактальной структуры новой онтологии Прагматика Парадигматика Синтагматика Ч М М - К мД популяция организация коммуникация трансляция

Проблематизация идеальной схемы классической онтологии Сущность СуществованиеСущее Существо - ?

Онтологемы классической онтологии (качества идеального существа) ТЕЛО ВОЛЯ ДУША РАЗУМ ДУХ

Конструирование новой организованности онтологического мышления Прагматика Парадигматика Синтагматика Ч М М - К мД

Схема МД как базовая схема новой формальной онтологии Прагматика Парадигматика Синтагматика Ч М М - К мД

Объективация как показатель завершения подпроцесса конституирования онтологии Объект Идеализация Материализация Реализация Идеальный объект Материальный объект Реальный объект

Схема языкового мышления как онтологическое основание СМД-подхода ЛЮДИ Прагматика Парадигматика Синтагматика Сигнификация Экземплификация Реификация ВЕЩИ ЗНАКИ ПРЕДМЕТЫ (как мыслительные машины)

Конституирование онтологического статуса схемы МД в пространстве онтономии Прагматика Парадигматика Синтагматика Чистое мышление Мысль- коммуникация Ситуации мыследейст- вования Ситуации мыследействования Чистое мышление Мысль- коммуникация Онтономика

Образцы онтономик «Археология онтономического знания» Астрономия – астрология Теономия - теология – онтотеология (М.Хайдеггер) Телеономия – телеология Автономия – гетерономия – ортономия антиномия – метаномия - … /Этика/

На пути к новой эпистеме Базовые онтологемы (конститутивы) конкурирующих синтагматик. Знаковые системы как: системы сигналов системы ритуалов системы капиталов Новая синтагматика – ризоматические структуры (фракталы)

Опыт как механизм перехода к новой онтологии (лист Мёбиуса в разрезе, или модель «конденсатора») МД 1 МД 2 апория теории история эмпирия футурия «прошлое» «настоящее» «будущее» t «вечное» Онтология 2 Апория 1

Выбор духовных практик Магия Религия Энергия Синергия

Историческая навигация по духовным практикам Религия Синергия Магия Энергия Запад Восток Византия и Русь Античность Россия Христианство

Ценностное ядро новой парадигматики онтономии Фундаментальная онтология новой эпистемы – онтология совместно-творческой деятельности. Императивы совместно-творческой деятельности: индивидуальное творчество социальное творчество культурное творчество моральное творчество духовное творчество

Мега-онтология Идеальные Реальные Материальные Формальные Модальные Конститутивные Фундаментальные Региональные Прикладные Глобальные

Что значит технологизация онтологизации? Выстраивание дисциплинарного поля Мега-онтологии должно быть завершено созданием серий реальных онтологий (прикладных онтологий)! Примеры таких онтологий: от дионисийских мистерий до инженерии знаний

Антиномии новой эпистемы «Антиномия Пайка» межкультурной трансляции (1944 г.): аутентичное понимание культуры невозможно извне ее; объективное восприятие культуры невозможно внутри нее.

Тетралемма морального выбора в ситуациях совместно-творческой деятельности

Глобальная онтология – принципиальная схема Как соединить пространственные и временные параметры цивилизационного процесса? Вместо хронотопа - новая онтологема! Кайрос + хорос = кайрохорономия! (идея восходит к П.Тиллиху и российским ландшафтоведам)

Объективация Центральной цивилизации Геокультура ГеоэкономикаГеополитика Метацивилизация Трансцивилизация Суперцивилизация Центральная цивилизация Реализация принципа многовариантности развития

Как российская интеллектуальная элита отметила юбилей ОНТОЛОГИИ Семейные игры ШКП, посвященные проблематике онтологии. Гречко Петр Кондратьевич (д.ф.н., профессор РУДН) – ввел в 2006 г. в оборот концепт ОНТОМЕТОДОЛОГИЯ. Это результат онтологизации его концептуальных моделей глобальной истории. Готово ли методологическое сообщество принять вызов? Сравнение с ситуацией выдвижения программы этнометодологии как универсальной парадигмы для социальных наук Г. Гарфинкелем(1967 г.).

Онтометодологические подходы

Общий вывод: Данный доклад представляет собой попытку задания предмета ОНТОМЕДОЛОГИИ на базе онтологической схемы МД, положенной в основу проекта ГЛОБАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ. Спасибо за внимание и долготерпение!!! ЖДУ ВОПРОСОВ!

Герои творческой цивилизации (трансцивилизации) Типы «прогрессоров» «творческой цивилизации» (по Д.Леонтьеву, 2004): - конформная личность (главное - приспособиться) - творец-страдалец (творчество ценой дезадаптации) - локальный творец (быть самим собой) - интегральный творец (реализация себя в культуре)