Итоги учебно-методической работы в 2009/2010 учебном году и задачи на 2010/2011 учебный год Ученый совет ГУ-ВШЭ 26 ноября 2010 г.
Структура отчета Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 2 I. Структурные изменения учебных подразделений II. Структурные и качественные изменения образовательных стандартов, БУПов, РУПов III. Анализ успеваемости студентов IV. Мобильность студентов V. Качество профессорско - преподавательского состава VI. Интеграция науки и образования VII. Контроль качества учебного процесса VIII. О реализации принципов Болонского процесса в ГУ - ВШЭ IX. Основные проблемы и задачи учебно - методической работы на 2010/11 учебный год
Структурные изменения учебных подразделений в 2009/2010 учебном году Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 3
Структурные подразделения в 2009/10 уч. г. Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 4 Созданы Факультеты / отделения Факультет истории ( Москва ) Отделение востоковедения факультета философии ( Москва ) Факультет бизнес – информатики ( Пермь ) Кафедры : Базовая кафедра Группы компаний Стек факультета бизнес - информатики ( Москва ); Кафедра политической истории факультета истории ( Москва ); Кафедра финансового учета и финансовой отчетности факультета экономики ( Москва ); Кафедра истории идей и методологии исторической науки факультета истории ( Москва ); Кафедра социальной истории факультета истории ( Москва ); Кафедра организационной психологии факультета менеджмента ( Нижний Новгород ); Базовая кафедра Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области факультета экономики ( Нижний Новгород ) Ликвидированы Кафедра государственных закупок факультета менеджмента ( Москва ); Кафедра маркетинга факультета менеджмента ( Пермь )
Динамика численности учебных подразделений ГУ ВШЭ за 4 года Москва Москва и филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 5
Динамика количества направлений подготовки бакалавриата, специальностей и магистерских программ, Москва и филиалы, за 4 года Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 6
Численность студентов по уровням образования в 2009/10 учебном году Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 7 На конец учебного года -1 июля 2010 года численность студентов составляла ( с учетом выпуска, состоявшегося на этот момент ): Москва магистров, 5293 бакалавров, 2204 специалистов ГУ - ВШЭ ( с филиалами ) магистров, 7633 бакалавров, 3045 специалистов
Динамика контингента студентов ГУ - ВШЭ по уровням образования за 5 лет ( Москва и филиалы ) Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 8
Динамика численности контингента ГУ - ВШЭ по признаку " бюджет - внебюджет » за 5 лет ( Москва и филиалы ) Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 9
Структура контингента студентов 2009/2010 учебного года по уровням образования и признаку « бюджет / внебюджет », Москва и филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 10
Структурные и качественные изменения образовательных стандартов, БУПов, РУПов в 2009/2010 учебном году Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 11
Оригинальные образовательные стандарты бакалавров, разработанные в 2009/10 уч. г. Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год « Экономика » « Международные отношения » « Менеджмент » « Бизнес - информатика » « Программная инженерия » « Прикладная математика и информатика » « Математика » « Социология » « Политология » « Реклама и связи с общественностью » « Журналистика » « Психология » « Юриспруденция » « Философия » « Культурология » « Востоковедение, африканистика » « История »
Принципы построения новых стандартов Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 13 ограниченное количество дисциплин, изучаемых за 4 года бакалаврской подготовки в среднем 35-40; выделяется ядро дисциплин, формирующих базовые компетенции, как профессиональные, так и общеобразовательные, выделяется вариативный блок, в рамках которого студент может строить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами ; дисциплины, не входящие в предметное ядро направления подготовки, но обеспечивающие общеобразовательные и социально - гуманитарные знания и компетенции ( философия, психология, социология, история ) сохранены, в ряде случаев осуществляется принцип выборности ; в принятых стандартах сохраняется серьезная базовая подготовка по экономическим и менеджериальным дисциплинам, независимо от направлений подготовки, также осталось фундаментальное освоение иностранного языка, который изучается на протяжении четырех лет ; для развития аналитических и исследовательских навыков и компетенций с первого курса во всех стандартах вводится научный семинар для бакалавров.
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 14
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 15 Часы
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 16 Проценты от общего количества часов
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 17
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 18
Динамика среднего количества зачетов и экзаменов на РУП по модулям за 3 года, Москва и филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 19 БакалавриатМагистратура
Распределение дисциплин различного вида, приходящихся на РУПы 2-5 курсов направлений подготовки бакалавров и специальностей, 1-2 курсов магистратуры на 2010/2011 учебный год в Москве Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 20
Размещение программ дисциплин на корпоративных сайтах Количество программ Доля размещенных программ Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 21 Уч. годыМоскваННПермьСПб 2008/ / /11 (начало учебного года )
Анализ успеваемости студентов в 2009/10 учебном году Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 22
Успеваемость I и II семестр и уч. годов ( Москва и филиалы ) в процентах от общего количества студентов Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 23
Сравнение средних баллов по уровням подготовки ( Москва и филиалы ) за 2 года Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 24
Сравнение средних баллов по факультетам экономики и менеджмента ( Москва и филиалы ) Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 25
Доля студентов, поступивших в 2009 году по итогам олимпиад, от общего количества студентов 1 курса Москва Филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 26
Сравнение средних баллов студентов 1 курса, поступивших в 2009 году, Москва победителей олимпиад и студентов, поступивших по ЕГЭ победителей олимпиад со средним баллом по факультету в целом Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 27
Сравнение процента отчисленных студентов 1 курса среди победителей олимпиад и среди поступивших по ЕГЭ Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 28
Динамика отчислений по признаку " бюджет - коммерция » за 2 года ( Москва и филиалы ) Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 29
Динамика отчислений студентов ГУ - ВШЭ по факультетам за пять лет ( Москва ) Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 30
Динамика отчислений студентов ГУ - ВШЭ по факультетам с по уч. годы ( Филиалы ) Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 31
Динамика количества студентов, допущенных к прохождению итоговой государственной аттестации за 2 года, Москва и филиалы бакалавры и специалисты магистры Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 32
Распределение количества выпускников и дипломов с отличием за 2 года Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 33
Результаты итоговой государственной аттестации в динамике за 2 года, Москва Итоговые государственные экзамены Выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 34 Английский язык
Мобильность студентов ГУ - ВШЭ в 2009/2010 учебном году Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 35
Динамика переводов внутри ГУ - ВШЭ Москвы по итогам уч. года ( кол - во студентов ), на Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 36 Всего внутри ГУ - ВШЭ Москвы перевелось с факультета на факультет 242 студента
Рейтинги факультетов « доноров » и « приемников » по количеству студентов по итогам 2009/10 уч. года, Москва Пришло на факультет – « приемники » Ушло с факультета – « доноры » Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 37
« Броуновское движение » студентов внутри ГУ - ВШЭ по итогам 2009/10 уч. года Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 38
Перевод студентов ГУ - ВШЭ Москвы в другие вузы по итогам 2009/10 уч. года на По уровням образования и курсам, кол - во студентов Москвы По факультетам Москвы, в % от общего числа переведенных Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 39 Всего перевелись в другие вузы : 121 студент ( Москва – 84, НН – 7, Пермь – 9, СПб – 21)
Перевод на факультеты/отделения ГУ-ВШЭ Москвы из других ВУЗов (кол-во студентов) c 21/08/2009 по 30/09/2010 Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 40
Студенты, обучавшиеся за рубежом в 2009/10 уч. году Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 41
Программы двойных дипломов, Москва, исходящая мобильность студентов ГУ - ВШЭ Наименование магистерских программ Страны Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год по экономике, Университет Эразмус, г. Роттердам, Нидерланды 2. по экономике и менеджменту, Университет Гумбольдта, Берлин, Германия 3. с университетом Люксембурга 4. по менеджменту, Европейская школа менеджмента ESCP-EAP, Париж, Франция 5. по менеджменту, Университет Париж 12 Валь - де - Марн, Франция 6. по экономике, Университет Париж 1 Пантеон Сорбонна, Франция 7. по экономике, Университет Париж 10 Нантер, Франция 8. по экономике с Университетом Амстердама, Нидерланды
Количество иностранных студентов, по странам, обучавшихся в 2009/10 уч. году в ГУ - ВШЭ, Москва Без краткосрочных курсов С краткосрочными курсами – всего 134 человека Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 43
Входящая международная мобильность в 2009/10 учебном году По срокам обучения По факультетам Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 44
Программы двойных дипломов, входящая мобильность студентов университетов - партнеров в 2009/10 уч. году Наименования программ Количество студентов, обучавшихся в ГУ - ВШЭ из вузов - партнеров Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год Бакалаврская программа по экономике, Лондонская школа экономики и политических наук, Великобритания 2. Магистерская программа по менеджменту, Европейская школа менеджмента ESCP-EAP, Париж, Франция 3. Магистерская программа по менеджменту, Университет Лидса, Великобритания 4. Магистерская программа по менеджменту, Университет Париж 12 Валь - де - Марн, Франция 5. Магистерская программа по политологии, Университет Кента, Великобритания 6. Магистерская программа по праву, Университет Париж 1 Пантеон Сорбонна, Франция 7. Магистерская программа по экономике и менеджменту, Университет Гумбольдта, Берлин, Германия 8. Магистерская программа по экономике, Университет Париж 1 Пантеон Сорбонна, Франция 9. Магистерская программа по экономике, Университет Париж 10 Нантер, Франция 10. Магистерская программа по экономике, Университет Эразмус, г. Роттердам, Нидерланды 11. Программа MBA по финансам и банковскому делу Университета INHOLLAND, Нидерланды
Качество профессорско - преподавательского состава в 2009/10 учебном году Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 46
Динамика численности ставок ППС и количества преподавателей, Москва и филиалы Москва Филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 47
Распределение ППС по должностям ( Москва и филиалы ) в 2009/2010 учебном году, в процентах Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 48
Структура ППС ( штатные и совместители ) по должностям и остепененности, Москва, за 2 года Без кафедр физкультуры и иностранных языков Все кафедры Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 49
Соотношение штатных преподавателей и совместителей в динамике, по ученым степеням, кол - во людей Москва Филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 50
Гендерное и возрастное распределение ППС в динамике за 2 года, Москва и филиалы Гендерное соотношение ППС Возраст преподавателей ( штатных и совместителей ). Сравнение за 2 года Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 51
Распределение штатных ППС по должностям и возрасту Москва и филиалы,09/10 год Москва в динамике за 2 года Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 52
Динамика изменения коэффициента Студент : Преподаватель за 3 года, Москва и филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 53
Выполнение плановой нагрузки, Москва В динамике по всем кафедрам Структура учебной нагрузки ППС Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 54
Распределение фактической аудиторной нагрузки по должностям, в 2009/10 уч. году, Москва Все кафедры, кроме физкультуры Без физкультуры и иностранных языков Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 55
Динамика изменения численности категорий кадрового резерва за 2 года, Москва и филиалы Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 56
Повышение квалификации ППС, Москва и филиалы в динамике Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 57
Интеграция науки и образования в ГУ - ВШЭ Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 58
Участие научных сотрудников ГУ - ВШЭ в преподавательской деятельности Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 59
Публикации преподавателей в динамике за 2 года Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 60
Контроль качества учебного процесса Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 61
« Красная кнопка » О чем пишут ? Кто пишет об учебном процессе ? Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 62
Распределение основных проблем при обращениях на « красную кнопку » по поводу организации учебного процесса Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 63
Обращения студентов на форум в 2009/10 учебном году, Москва Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 64
Тестирование остаточных знаний студентов в 2009/10 учебном году По разным типам тестов, кол - во студентов Результаты тестирования по типам тестов, циклам дисциплин ( доля тестируемых с положительными результатами ) Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 65
Основные проблемы и задачи учебно - методической работы на 2010/11 учебный год Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 66
Задачи на 2010/11 учебный год по учебной и учебно - методической деятельности Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 67 Детализированное описание задач и мероприятий, направленных на их реализацию ( включая показатели и индикаторы реализации ), приведено в плане реализации программы развития университета на 2011 год, преимущественно в 1, 4 и 5 блоках.
Основные задачи по учебной работе на 2010/2011 учебный год Открытие новых направлений подготовки ( Филология, Прикладная лингвистика, История ( Пермь ), Политология ( Пермь ) Продолжение разработки оригинальных образовательных стандартов ( магистратура ), построение образовательных программ по оригинальным образовательным стандартам Разработка Контрольно измерительных материалов проверки знаний, соответствующих новым образовательным стандартам Построение методической работы вокруг образовательных программ направления подготовки по бакалавриату и магистратуре Формирование кадров менеджеров образовательных программ
Основные задачи по учебной работе на 2010/2011 учебный год Развитие совместных с зарубежными и российскими партнерами, в первую очередь магистерских, образовательных программ Выход на мировые образовательные рынки. Увеличение количества дисциплин и программ с преподаванием на английском языке. Международная аккредитация программ. Создание условий для обучения иностранных студентов, открытие преподавания русского языка как иностранного. Выдача международного приложения к диплому. Создание образовательных программ вместе со стратегическими партнерами работодателями. Развитие элементов учебного процесса, формирующих профессиональные практиковостребованные компетенции. Переход к образовательным технологиям в среде LMS Поиск новой модели формирования учебной нагрузки преподавателей
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 70 Задача на 2010/11 учебный годАктуальность задачи 1.Разработка методическое обеспечение основных образовательных программ по направлениям подготовки Социология, Экономика, Бизнес- информатика стандартов ФГОС (III поколение) Необходимо продолжить деятельность по модернизации стандартов нового поколения, которые начали использоваться вузами России и разработчиками которых являлся ГУ-ВШЭ, как реализация миссии университета. Будут созданы пакеты с примерными программами обязательных дисциплин стандарта. 2.Разработка методическое обеспечение основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата, реализуемых в ГУ-ВШЭ на основании оригинальных образовательных стандартов НИУ, утвержденных УС ГУ-ВШЭ Необходимо обеспечить собственные оригинальные образовательные стандарты комплектами методического обеспечения. Будут созданы программы всех учебных дисциплин, практик, итоговых аттестаций и комплекты контрольно-измерительных материалов по 17 стандартам. 3.Разработка контрольно измерительных материалов (КИМ) по базовым дисциплинам (ядро направления) основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата, реализуемых в ГУ-ВШЭ на основании оригинальных образовательных стандартов НИУ 4.Разработка оригинальных образовательных стандартов по направлениям магистратуры В развитие деятельности по модернизации собственных стандартов будут разработаны стандарты, БУП, РУП первого года обучения в магистратуре по 12 направлениям. Также будет организована отдельная работа по своевременной и качественной подготовке вариантов заданий для вступительных испытаний в магистратуру.
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 71 Задача на 2010/11 учебный годАктуальность задачи 5.Открытие новых образовательных программ бакалавриата (филология и прикладная лингвистика) Расширение спектра образовательных программ, реализуемых университетом. 6.Трансформация стандартов и форм обучения с учетом требований работодателей, в том числе создание магистерских программ, ориентированных на стратегию партнера- работодателя Переход к реализации компетентностных подходов при построении образовательных программ. 7.Развитие практики совместных магистерских и бакалаврских программ с ведущими российскими вузами Позиционирование НИУ на российском пространстве вузов и тиражирование современных образовательных технологий 8.Международная аккредитация образовательных программ направления «Менеджмент» и «Программная инженерия». В рамках реализации задач Болонского процесса и выход в мировое сообщество вузов и мест работы для выпускников. 9.Повышение качества изучения студентами английского языка, в том числе через включение обязательных 1-2 дисциплин, читаемых носителями языка, на всех бакалаврских направлениях, на 2-3 курсах 10 Формирование и выдача европейского приложения к диплому 11 Открытие 9 магистерских программ двойных дипломов 12 Приглашение зарубежных специалистов для работы на постоянном контракте 13 Проведение конкурсов для обладателей PhD по экономике, социологии, менеджменту 14 Развитие новых форм методической поддержки преподавателей и работников УВП Актуализация методической поддержки через развитие профессиональных сообществ, включая интернет-сообщества, что приведет к профессиональному развитию участников.
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 72 Задача на 2010/11 учебный годАктуальность задачи 15 Поддержка и распространение образовательных инноваций через ФОИ Необходимо переходить к практике не только поощрения реализованных инноваций, но и к распространению инновационного опыта, выявленного с помощью процедур ФОИ. Будут проведены семинары/мастер-классы для преподавателей по изучению инновационных методик и освоению средств организации учебного процесса силами победителей ФОИ 16 Развитие практики предоставления студентам платных образовательных услуг, реализуемых подразделениями ДПО. Предоставление возможности студентам в большей степени индивидуализировать траекторию обучения, приобрести дополнительные компетенции во время обучения в ГУ-ВШЭ 17 Развитие информационной образовательной среды (LMS) с поддержкой очного обучения, включая повышение квалификации преподавателей и их сертификацию для работы с новыми инструментами поддержки учебного процесса Необходимо существенное изменение процесса учения и администрирования через более интенсивное использование электронных регламентов и современных инструментов обучения через интернет. 18 Развитие комплексных информационных систем (КИС), поддерживающих электронные регламенты основных процессов учебного блока (разработка РУП в филиалах, электронное расписание, расчет кафедральной и индивидуальной нагрузки преподавателей, учет иностранных студентов, формирование и утверждение программ учебных дисциплин) 19 Развитие НУЛ, ПУЛ и ПУГУвеличение степени интеграции науки и образования.
Отчет об итогах учебно - методической деятельности за 2009/10 уч. год 73 Задача на 2010/11 учебный годАктуальность задачи 20 Внедрение более эффективного механизма ротации кадров на конкурсной основе. Расширение практики конкурса ППС с привлечением альтернативных кандидатур. Повышение требований к научной работе при избрании по конкурсу Повышение качества ППС 21 Расширение групп кадрового резерва 22 Конкурсные программы для кадрового резерва 23 Формирование новой категории кадрового резерва - "новые исследователи" 24 Снижение средней нагрузки на преподавателей. Конкурсный отбор учебных ассистентов 25 Введение творческих отпусков преподавателям 26 Привлечение преподавателей к научной работе и проектной деятельности 27 Повышение базового уровня оплаты труда и расширение селективных материальных стимулов для ППС