Т.В. Саенко, заместитель председателя Парламента Кабардино-Балкарской Республики
Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед… Не следует также решаться на новые опыты в государствах, кроме случаев крайней необходимости или очевидной пользы. И надо непременно удостовериться, что именно преобразования повлекут за собой перемены, а не жажда перемен служит предлогом к преобразованию. Френсис Бэкон
Основные виды ресурсов системы образования Нормативно- правовая база Финансы Материально- техническая база Информационно- методическое обеспечение Кадры Модернизация любой системы должна в достаточной степени обеспечиваться ресурсами
годы – период реформирования системы образования Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года «Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально- экономических реформ» «Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально- экономических реформ»
Модернизация образования: с 2001 года по настоящее время Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (постановление Правительства РФ, 2000) Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (постановление Правительства РФ, 2000) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ, 2001) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ, 2001) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ, 2002) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ, 2002) Федеральная целевая программа развития образования на годы (постановление Правительства РФ, 2005) Федеральная целевая программа развития образования на годы (постановление Правительства РФ, 2005) Приоритетный национальный проект «Образование» (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы МОН РФ, годы) Приоритетный национальный проект «Образование» (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы МОН РФ, годы) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ, 2010) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ, 2010)
Новации в сфере образования, получившие законодательное оформление: обеспечен переход на обязательное получение среднего (полного) общего образования обеспечен переход на обязательное получение среднего (полного) общего образования реализовано в полном объёме проведение государственной (итоговой) аттестации по окончании школы в форме ЕГЭ реализовано в полном объёме проведение государственной (итоговой) аттестации по окончании школы в форме ЕГЭ введена новая структура ФГОС введена новая структура ФГОС осуществлён переход на уровневую систему высшего образования осуществлён переход на уровневую систему высшего образования создан необходимый набор правовых условий для участия работодателей в разработке стандартов профессионального образования, оценке его качества создан необходимый набор правовых условий для участия работодателей в разработке стандартов профессионального образования, оценке его качества заложены нормативные правовые условия реализации принципов государственно- общественного управления в системе образования заложены нормативные правовые условия реализации принципов государственно- общественного управления в системе образования расширено число организационно-правовых форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность расширено число организационно-правовых форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года За время действия закона на его изменение было направлено 200 законодательных инициатив, из них 60 приняты в виде федеральных законов
Ключевые задачи модернизации страны: формирование инновационного сектора экономики, основанной на знаниях формирование инновационного сектора экономики, основанной на знаниях сохранение условий для динамичного развития базовых отраслей промышленности сохранение условий для динамичного развития базовых отраслей промышленности развитие информационного сообщества, массовое применение информационно- коммуникационных технологий во всех сферах жизни и управления развитие информационного сообщества, массовое применение информационно- коммуникационных технологий во всех сферах жизни и управления интеграция в глобальные международные инициативы и проекты интеграция в глобальные международные инициативы и проекты
Сравнительная характеристика структур действующего ФЗ «Об образовании» и проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Действующийзакон Проект нового закона 6 глав 20 глав 58 статей 170 статей
Федеральный закон от 8 мая 2010 года 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Внесен Правительством РФ в Госдуму Принят Госдумой Подписан Президентом Российской Федерации 31 декабря 2009 г. 23 апреля 2010 г. 8 мая 2010 г.
1. Расширение объёма прав части бюджетных учреждений (по аналогии с автономными учреждениями): переход на субсидии по госзаданию; переход на субсидии по госзаданию; устранение субсидиарной ответственности учредителя; устранение субсидиарной ответственности учредителя; полученные доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения. полученные доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения. 2. Перевод остальных бюджетных учреждений в казённые учреждения с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА:
Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств Автономные учреждения – получатели субсидий автономные учреждения бюджетные учреждения казённые учреждения Государственные (муниципальные) учреждения: участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса участники не являются участниками бюджетного процесса ОБЩАЯ СХЕМА РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ
Официальный сайт Парламента КБР в сети Интернет Раздел "Информационно- аналитические материалы" "Информационно- аналитические материалы"
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года «Модернизация – это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодёжи. Ведь модернизация осуществляется прежде всего для них»