АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА ОТКАЗОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ООО «АкСистем», В.А.Володарский, дорожный ревизор по АСУ безопасности движения Красноярской дороги
Известно, что учет и всесторонний анализ отказов технических средств с разработкой и осуществлением организационных и технических мероприятий по их предупреждению являются основным профилактическим средством повышения безопасности движения поездов. Поэтому в соответствии с планом информатизации на Красноярской дороге разработана и в 1999 году внедрена первая очередь автоматизированной системы учета отказов технических средств. Система выполняет следующие функции: оперативного учета отказов технических средств по информации из центра управления перевозками (ЦУП) с созданием базы данных ( БД ); контроля за расследованием отказов технических средств, а также за разработкой и внедрением организационных и технических мероприятий по их предупреждению; анализа отказов технических средств.
Задача Автоматизация учета отказов технических средств входит в автоматизированную систему управления перевозочным процессом дороги и в многоуровневую автоматизированную систему управления безопасностью движения поездов. При разработке учитывалось, что организационная и техническая сущность задачи регламентируется нормативными документами. приказ МПС РФ 1Ц-94 О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте ЦД/ Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ; ЦЧУ/ Инструкция по учету выполнения графика исполненного движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов ЦТ/ Инструкция о порядке расследования и учета случаев порч, повреждений и отказов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава указание МПС РФ М-203у-96. Положение о порядке расследования, анализа и учета нарушений работы устройств СЦБ и АЛСН методические указания по классификации, расследованию и анализу нарушений нормальной работы устройств электроснабжения железных дорог (утверждено ЦЗ )
В настоящее время при внедрении первой очереди автоматизированной системы учитываются только отказы технических средств, отмеченные на графике исполненного движения и оказывающие непосредственное влияние на безопасность движения поездов. В дальнейшем предполагается поэтапный переход к более полному учету отказов с использованием АРМ ШД (задача Учет отказов устройств СЦБ, связи, радио, ПОНАБ, АЛСН) и других разработок. Пользователями данной системы являются следующие подразделения: начальник дороги ( Н ), его заместители ( НЗ1, НЗТ, НЗД, НЗП ), главный инженер ( НГ ) и другие руководители; аппарат по безопасности движения поездов дороги ( РБ ) и регионов (УРБ ); оперативные службы: перевозок ( Д ), локомотивного хозяйства ( Т ), вагонного хозяйства ( В ), пути ( П ), СЦБ ( Ш ), информатизации и связи ( НИС ), электроснабжения ( Э ), пассажирская ( Л ), грузовой и коммерческой работы ( М ).
Для реализации системы разработан ряд АРМ, которые внешне выглядят одинаково, но имеют разные функциональные возможности: АРМ поездного диспетчера ( ДНЦ ) предназначен для ввода информации с графика исполненного движения с правом последующего просмотра и корректировки БД; АРМ начальника смены ЦУП предназначен для просмотра информации, введенной ДНЦ, ее корректировки и ввода дополнительных данных; АРМ инженера ( диспетчера ) оперативной службы предназначен для просмотра БД, ввода информации по результатам расследования отказов и получения справок; АРМ Н, НГ, НЗ1, НЗТ, НЗД, НЗП, РБ, УРБ предназначен для просмотра БД по отказам, результатам их расследования и получения справок.
При внедрении автоматизированной системы на дороге установлена следующая технология работы по отказам технических средств: оперативно по мере возникновения отказов необходимая информация вводится в АРМ ДНЦ и АРМ начальника смены ЦУП, которая передается на сервер; информация об отказах через локальную сеть передается в АРМ руководителей дороги, в АРМ аппарата РБ и УРБ, а также по принадлежности в АРМ инженеров ( диспетчеров ) причастных служб Д, Т, В, П, Ш, НИС, Э, Л, М; руководители служб организуют работу на подведомственных предприятиях по проведению расследования отказов в течение не более 48 часов, устанавливают контроль за своевременностью и объективностью определения причин отказов, полнотой принимаемых мер. Информация о расследовании отказов вводится в АРМ инженеров (диспетчеров ) этих служб и передается на сервер; аппарат РБ и УРБ устанавливает контроль за своевременностью расследования, определения причин и осуществления мероприятий по предупреждению отказов технических средств на дороге.
В АРМ ДНЦ вводится следующая информация: дата, время начала и конца отказа; место ( перегон, станция и др. ); номер поезда, серия и номер локомотива, фамилия машиниста; задержки поездов. В зависимости от степени автоматизации графика исполненного движения на различных участках дороги эта информация вводится автоматически или вручную. Вид отказа и причастная служба выбираются по классификаторам. В АРМ начальника смены ЦУП вводится время, должность и фамилия руководителей, которым сообщено об отказах технических средств. Должность и фамилия, вводивших информацию, и время ее ввода фиксируются автоматически. Номера отказов с начала года присваиваются сервером. Информация об отказах технических средств представлена в виде журнала, который может быть открыт для просмотра подробных сведений по каждому отказу. В АРМ инженеров ( диспетчеров ) служб вводится следующая информация: дата и время проведения расследования; причина отказа; сведения о принятых мерах; должность и фамилия лиц, проводивших расследование. Должность и фамилия, передавшего информацию и время ее передачи фиксируются автоматически.
Меню разработанных АРМ состоит из следующих разделов: журнал отказов с возможностью работы в режимах ввода, просмотра и редактирования; расследование отказов с возможностью работы в режимах собственно расследования и просмотра; оперативные справки за текущие или любые сутки, а также о не расследованных отказах после трех суток; справки для анализа общие, по службам, по предприятиям, по месяцам года, а также выборки по заданным параметрам. Справки могут быть получены за месяц, квартал, год или за любой период; по конкретной службе или в целом по дороге; по конкретному виду или по всем отказам; по роду поезда и др. помощь по системе с подробным описанием порядка работы и использования АРМ.
Разработка автоматизированной системы учета отказов технических средств осуществлена в многозвенной архитектуре с использованием Internet - технологий, что позволяет расширять функциональные возможности системы без повышения требований к рабочим местам пользователей; упростить установку программного обеспечения и немедленно отражать на рабочих местах пользователей все изменения программного обеспечения; провести территориальное распределение системы. Среда разработки и серверные системы: СУБД Oracle 7,0; программное обеспечение промежуточного уровня Oracle Web Application Server; язык программирования PL\SQL с использованием Web картриджа. Информация, полученная из автоматизированной системы учета отказов технических средств, используется на дороге при проведении селекторных и оперативных совещаний; при расследовании браков в работе; при оценке работы обслуживающего персонала; при разработке организационно- технических мероприятй по повышению безопасности движения поездов. Внедрение на Красноярской дороге автоматизированной системы с созданием информационной базы позволило: повысить оперативность учета отказов технических средств; осуществить непрерывный контроль со стороны руководителей дороги, ревизорского аппарата и служб; повысить ответственность руководителей и исполнителей по выполнению приказа МПС РФ 1Ц-94. При этом значительно снижены сроки расследования отказов и повышена достоверность определения причин их возникновения, а также оперативность принятия необходимых мер по исключению повторения отказов технических средств.