Организация проектной деятельности младших школьников Захарова Наталья Владимировна
Немного истории... Вторая половина XIX века - сельскохозяйственные школы США Джон Дьюи ( ) УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом; активность ребенка; активность ребенка; проблематизация учебного материал проблематизация учебного материал
Теоретические концепции Д. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У.Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. В России эти идеи первым реализовал С.Т.Шацкий.
ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата
Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся
Классификация проектов По характеру результата По форме По характеру доминирующей в проекте деятельности По профилю знаний По характеру координации По уровню контактов По количеству участников По продолжительности По типу объекта проектирования
Разнообразие проектов исследовательские творческие ролево – игровые информационные проекты практикоориентированные По Е.С.Полат проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Информационные проекты сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки. Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?
Мотивационный Планирующий – подготовительный Информационно- операционный Рефлексивно-оценочный Этапы работы над проектом младшими школьниками
Формы продуктов проектной деятельности Анализ данных соц. опроса Справочник Сценарий Бизнес-план Атлас Экскурсия Модель Газета Журнал Игра Законопроект Карта Костюм Макет Чертеж Письмо Выставка Видеоклип Видеофильм Путеводитель Публикация Прогноз Сказка Web-сайт
Воплощение Деловая игра Ролевая игра Игра с залом Демонстрация видеофильма Телепередача Пресс- конференция Путешествие Соревнование Спектакль Экскурсия Научный доклад Отчет научно-исследовательской экспедиции Отчет научно-исследовательской экспедиции Конференция Инсценировка Диалог персонажей Защита на ученом совете Виды презентации проектов
Возможные темы проектов Путешествие ботаника вокруг школы; Экологическая сказка; Лесной календарь; Секреты здоровья; Пернатые друзья; Реклама моего города; Математическая сказка; Букет вежливых слов; Вместе делаем книгу; Удивительное рядом; Из истории вещей и др.
Правила и принципы успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны Команды не соревнуются Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание Каждый должен получать удовольствие от чувства увер енности в себе Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание