Москва, Мосгордума 21 апреля 2011 г. Шевырёв А.В.(МАЭП) Седьмой межрегиональный научно-практический семинар «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации: укрепление федерализма - конституционная основа модернизации - проблемы и перспективы» Программный модуль «Стратегическое совещание 1.0» как инструмент управления процессом мониторинга
Основные посылки концепции мониторинга системы законодательства и отдельных законов, а также разработки новых законопроектов в системе существующего законодательства: Закон интерпретируется как управленческое решение (УР), направленное на достижение целей в проблемной ситуации. Разработка закона (системы законов) эквивалентна разработке УР (системы УР). Требования к эффективному закону аналогичны требованиям к эффективным управленческим решениям (ЭУР): структурная и метрическая устойчивость, внутренняя и внешняя (системная) непротиворечивость, субоптимизация, самоорганизация, семантическая и лингвистическая ясность и т.д. Закон = законодательная идея + механизм её реализации (сценарий КВЗ). Закон как оператор (в настоящее время – функция, реактивный подход) от проблемной ситуации, связанной с ним. Закон должен предвосхищать развитие проблемной ситуации, опираясь на её самоорганизацию - проактивный подход. Система законов – не «дерево» (классическая иерархия), а «паутина»: «всё связанно со всем!» и др. нелинейные принципы – нарушение баланса в одной «точке» ведёт к разбалансировке всей системы, причём «точка» м.б. «незначительной» - сильная зависимость от начальных условий. Главное – объективная общественная значимость и субъективная восприимчивость к проблемной ситуации. Ключевая цель закона (системы законодательства) – воспроизводство закона (системы законодательства) – как системы эффективных управленческих решений, путём регулирования системных социальных, психологических и др. типов противоречий.
ПС k t ЯдроПС k t k t ЯдроПС k t Реинжиниринг в области мониторинга законодательства и правоприменительной практики а)Реактивный подход б)Проактивный подход Рефлексия Синтаксический, психо- лингвистический и др. анализ Логико-лингвистический анализ t, P, L,Ф3,АС, … Социо-психо- семиотический анализ (семантические пространства, соц.характер и т.д.) 5
Алгоритм законотворчества и мониторинга правоприменения в среде ПК Технологии системно-креативного менеджмента (СКМ) и др.:социоисследования (фокус-группы, наблюдения, интервью, анкетирование); компонентный, структурно-функциональный и параметрический анализ проблемной ситуации (ПСкт); страт.анализ (PESTE, SWOTd, SPACE-анализ и т.д.); экспертный прогноз развития ПСкт (СППР МАИ). Результаты:гиперкарта ПСкт, описание проекта (система > противоречий), масштабированная система стат. показателей под параметры порядка ПСкт, формирование эффективной ПЦО ПСкт. Технология СКМ и др.:сравнительно-топологический анализ, кластерный анализ и т.д. Результаты:проекция существующей системы законодательства и результатов правоприменения на проблемную ситуацию (суперпозиция на гиперкарте ПСкт) Технология СКМ и др.:факторный, кластерный анализ; ФСА; ABC-анализ, СППР МАИ и т.д. Результаты:перечень пробелов, противоречий (несоотвецтвий) и недочётов в системе законодательства и правоприменения. Выбор проблемной ситуации: система социальных противоречий (X,Y)-их общественная значимость (интенсивность), анализ, прогноз развития проблемной ситуации, формирование ПЦО. 1 Проекция существующей системы законодательства и результатов правоприменения на проблемную ситуацию ПСкт 2 Анализ проекции: поиск пробелов, недочётов и противоречий (несоотвецтвий) в существующий системе законодательства и правоприменения 3 47
Оценка правоприменения =? Технология СКМ и др.: PROCv СКМ ит.д. Результаты:оценка (в т.ч. экспертная) системной совместимости ЭУР по совершенствованию систем законодательства и применения в конкретной ПСкт. Технология СКМ и др.:процедуры (ЭМw, Эвw,TFF, VAR, ПДГ- технология и т.д. -PROCv) СКМ ит.д. Результаты:система ЭУР по совершенствованию существующего законодательства. Технология СКМ и др.:компонентный, структурно функциональный и параметрический анализ; Д-модель;МАП-анализ; АРП-, АЭК-модели и т.д. Результаты:перечень источников и причин (негативных эффектов) пробелов, недочётов и противоречий (несоответствий) в системе законодательства и правоприменения. Технология СКМ и др.: PROCv СКМ; диаграмма Исикавы-Сибирякова; анализ обращённой проблемы (?РВ); технологии НЛП и т.д. Результаты:скорректированная система законодательства 13 Технология СКМ и др.:социоисследования; факторный, кластерный, корреляционный, регрессионный анализ и т.д. Результаты:оценка правоприменения системы законодательства, оценка эффективности организаций, обеспечивающих правоприменение (многофакторная регрессионная модель). да нет Определение причин пробелов, противоречий (несоотвецтвий) и недочётов: а) содержание (несоотвецтвие системе ценностей, КЦ, идеологии в обществе и т.д.); б) форма (несоотвецтвие требованиям к эффективным управленческим решениям - ЭУР); в) в) контекст (неэффективная реализация) 4 Поиск решений по совершенствованию систем законодательства и правоприменения. 5 Анализ и оценка полученных решений на системную совместимость в ПСкт. Выбор оптимальных решений 6 Коррекция систем законодательства и правоприменения в соответствии с оптимальными решениями. 7
5 7
8 Описание и анализ предметной области совещания Интеллект – карта предметной области Прогноз развития предметной области Приложения Занесение любых информационных файлов (текстовых – текст/стенограмму/презентацию выступления, фото, видео, аудио и т.д.) в виде приложений к вопросу повестки, формирование БД, поиск по ключевым словам, фильтрация, отметка посещаемости, общий список участников совещания, подготовка отчетов, статистика, создание документов и т.д. Экран модуля «Стратегическое совещание» 1.0
Программа представляет собой универсальное средство подготовки, проведения и реализации решений совещаний любого уровня в организации(в т.ч., «планерок», ректоратов, ученых и диссертационных советов, педсоветов, совещаний по различным инновационным проектам и т.д.), в т.ч. обеспечивает возможность ведения базы данных по повесткам заседаний: 1)Для простых вопросов повестки - занесение любых информационных файлов (текстовых – текст/стенограмму/презентацию выступления, фото, видео, аудио и т.д.) в виде приложений к вопросу повестки, поиск по ключевым словам, фильтрация, отметка посещаемости, общий список участников ученого совета, подготовка отчетов, статистика, создание документов и т.д. 2)Для сложных – те же функции, что и для п.1, кроме того, дополнительные возможности - проведение анализа и прогноза развития проблемной ситуации (Блок «Карта ПС»), включённой в повестку заседания Совета (её краткое описание, построение интеллект-карты в виде системы гипер-экранов, визуализирующих информацию о проблемной ситуации, интерактивных элементов экранов со ссылками на различные базы данных, файлы любого расширения, запуск браузера для доступа в интернет), формирование проблемно-целевой области (Блок «Формирование ПЦО, выбор ключевой цели и подцели») («паутины целей» - ввод ключевых целей и задач, требующих принятия решений), разработку альтернатив решений по сложным вопросам повестки (Блок «Анализ ключевой проблемы»), их оценку, в том числе прогноз оценки экономической эффективности (Блок «Выбор оптимального решения из допустимых»). Возможность построения схемы работ (мероприятий) по реализации решений в виде диаграммы Ганта с определением критического пути, контроля над выполнением работ и коррекцией плана работ в случае необходимости(Блок «Организация и реализация оптимального решения»). Программный модуль обеспечивает построение взаимосвязей повесток заседаний(ученых советов, ректоратов и т.д.), хода проведения заседаний и реализации принятых решений (поиск и сортировки по датам, выступающим, ключевым словам тем и т.д.). "Cтратегическое совещание" (вер. 1.0) (программное обеспечение проекта фирмы «DeLight 2000» в номинации "Центры управления и принятия решений" – победителя конкурса EMEA InAVation Awards 2011г.)
Реализация технологии системно-креативного мышления (СКМ) в программной среде учебных/профессиональных креативных ситуационных центров: - формирование эффективных управленческих команд (по Р.М. Белбину); - формирование и развитие у участников сессий практических навыков управленческого проектирования и эффективной ориентации в сложных проблемных ситуациях; - управление командной креативностью в процессе решения управленческих проблем в режиме реального времени. 10
Преподаватель- тьютор: работа с базами данных, статистикой, графикой (гиперэкранами), интернетом, мультимедийная связь с командами и т.д. Вывод на экран проблемной ситуации управленческого проекта одной из команд Схема использования технического и программного обеспечения в учебном КСЦ МАЭП Экран: Команда 1 (управленческий проект 1) Команда 2 (управленческий проект 2) Команда n (управленческий проект n) Аудио-связь и ПС- связь команд по локальной сети с ППС- тьютором Видеопроектор Аудио-связь и ПС- связь между командами 11
12