1 Экономические аспекты технического регулирования на примере электроэнергетической отрасли Докладчик Томчин Г.А., Президент Фонда поддержки законодательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансово экономическое обоснование в реформировании системы стандартов и регламентов электроэнергетики Беляев А.Н., Государственный Университет – Высшая.
Advertisements

Оценка экономической эффективности нормативных технических документов в электроэнергетике Беляев А. Н., Маршаков В.М. Коллоквиум «Оценивание политик и.
Что такое оценка? VI. Перспективный подход к проведению финансово- экономического обоснования перехода к новой системе стандартизации в электроэнергетике.
Телеконференция «Новые возможности для бизнеса – переход с «1С:Управление производственным предприятием« на «1С:ERP Управление предприятием 2.0", 24 сентября.
Актуальные вопросы проектирования систем РЗА САЦУК Евгений Иванович Зам. начальника СВПРА ОАО «СО ЕЭС»
0 Вычислительные ресурсы как сервис От собственного ЦОД к ИТ мощностям как услуга Шумилин Алексей 0.
РЕФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Технический инспектор труда Кирилах Т.А.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Методика анализа плана оздоровления в части паритетности мер поддержки со стороны собственника, кредиторов и государства.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Особенности составления инвестиционных программ развития энергоснабжающих организаций.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Экономический эффект. Экономическая эффективность Управление качеством.
ТЕМА 5: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ 1 Общая характеристика основных фондов. 2. Анализ обеспеченности предприятия.
Разъяснения основных изменений в законе «О Контрактной системе….»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Транксрипт:

1 Экономические аспекты технического регулирования на примере электроэнергетической отрасли Докладчик Томчин Г.А., Президент Фонда поддержки законодательных инициатив ФОНД ПОДДЕРЖКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ

2 Блок 1: Технические регламенты, устанавливающие требования к объектам и оборудованию технологическая часть электростанций и сетей электроустановки электрооборудование средства учета системы резервного электроснабжения Блок 2: Технические регламенты, устанавливающие требования к процессам эксплуатации эксплуатация электрических станций и сетей эксплуатация отдельных групп оборудования процесс диспетчерского управления энергосистемами действия при нарушениях электроснабжения Технические регламенты в электроэнергетике

3 Структура нормативных документов технического регулирования в электроэнергетике Технические регламенты Стандарты организации «Субъект электроэнергетики. Общий стандарт деятельности» Стандарты организации «Объект электроэнергетики. Требования к проектированию, созданию, эксплуатации и утилизации» Стандарты организаций, регламентирующие организацию и управление производственным процессом: 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень - «Условия поставки» - «Условия предоставления продукции и услуг» - «Охрана труда и техника безопасности» - «Организация производственно-технологических процессов» - «Методики оценки состояния зданий и сооружений и основного оборудования энергообъектов»*

4 ОГК Конкурент сбыт. компании ТГК НПЦ Ремонтные организации АТС РСК МРСК ММСК ФСК СО ЦДУ ГК независ. РГК Стандарты организации «Субъект электроэнергетики. Общий стандарт деятельности» Стандарты организации, регламентирующие общие вопросы деятельности субъектов электроэнергетики Общие требования по созданию, организации деятельности и управления субъектов электроэнергетики, и ссылки на исчерпывающий перечень стандартов других групп, норм, правил и методик, содержащих требования к конкретному субъекту правоотношений в области электроэнергетики, которыми он должен руководствоваться в своей деятельности. Основная цель – установление типовых технических и технологических норм и правил деятельности, поведения субъекта на рынке, как при осуществлении производственной деятельности, так и при взаимодействии с другими участниками правоотношений, и способов выполнения требований, установленных в технических регламентах, за выполнение которых данный субъект несет юридическую ответственность. «Свод» норм и правил деятельности и поведения субъекта правоотношений на рынке, регулирующий все аспекты деятельности конкретного субъекта, за выполнение которых он несет ответственность. ГП

5 ГЭС НЭС Электрич. сети СДУ СЭ промыш., трансп. и связи Линии электропередач СЭ сельских коммун. объектов СЭ городских коммун. объектов Подстанции и распред. устройства Стандарты организации «Объект электроэнергетики. Требования к проектированию, созданию, эксплуатации и утилизации». ТЭС ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, включая пуско-наладочные работы ЭСКПЛУАТАЦИЯ, в т.ч. ремонт УТИЛИЗАЦИЯ СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, ЭКСПЛУАТАЦИИИ И УТИЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. Данные стандарты устанавливают исчерпывающие требования к объекту электроэнергетики на всех стадиях его жизненного цикла и во всех режимах использования, а также устанавливает ограничения по принятию решений, переводящих объект из одного режима в другой (внутри одного жизненного цикла).

6 Стандарты организаций, регламентирующие организацию и управление производственным процессом Условия предоставления продукции Охрана труда и техника безопасности Организация производственно- технологических процессов Условия поставки Методика оценки состояния основного оборудования (МО) Данная группа стандартов регламентирует организацию производственным процессом на всех стадиях жизненного цикла, и содержит в первую очередь унифицированные правила, регулирующие следующие составляющие производственного процесса: У словия поставки материалов, услуг и оборудования; Условия предоставления продукции и услуг субъектом электроэнергетики; Охрана труда и техника безопасности; Организация производственно-технологических процессов Методики оценки состояния основного оборудования энергообъектов*.

7 Прямые затраты: затраты на непосредственное исполнения требований стандарта (закупка оборудования, рабочее время, удорожание построек и т.д.) Косвенные затраты: затраты на организацию контроля, правового обеспечения, координацию и т.д. исполнения требований стандарта Убытки: затраты по восстановлению основных фондов, выплате компенсаций, связанных с наступление гражданско-правовой ответственности при нештатных ситуациях и авариях и потерянную мощность Объект (ТЭС, ГЭС, СДУ,..) Штатное функционирова ние Нештатная ситуация (авария) Прямые затраты на исполнение стандарта Косвенные затраты (контроль, координация и т.д.) Убытки Затраты на восстановление основных фондов Затраты на выплату компенсаций Потерянная мощность Виды затрат в системе стандартизации

8 Стоимость исполнения требования Затраты: техническое усложнение (повышение качества), связанное с исполнением требования стандарта Затраты: технический необходимый уровень исполнения функции Совокупная стоимость процесса Стоимость исполнения требования стандарта; Стоимость обеспечения безопасности

9 Убытки Затраты Убытки Затраты Убытки Затраты Убытки Затраты Источники затрат. Уровень 1. Технические регламенты Технический регламент Затраты бюджетов на осуществление надзора Потребители, поставщики Убытки общества субъект Затраты субъектов Затраты общества субъект Тарифы Рост тарифов Затраты на восстановле ние Упущенная выгода Ущерб окр. среде и здоровью

10 Источники затрат. Уровень 2. Стандарты субъектов Стандарт Потерянная мощность Убытки от нештатных ситуаций Убытки среднегодовые Восстановление основных фондов Выплаты по искам Прямые затраты (исполнение ) Организация Исполнения и контроль Косвенные затраты Нештатные ситуации, аварии и т.п. Субъект Объект Убытки

11 Источники затрат. Уровень 3. Стандарты объектов Удорожание строительства, эксплуатации и т.д. объектов ТЭСГЭССДУ Прямые затраты ….. Стандарт Стандарт СтандартСтандарт

12 Источники затрат. Уровень 4. Стандарты организаций, регламентирующие организацию и управление производственным процессом Условия поставки Удорожание процессов Объект Прямые затраты Условия предоставления продукции Охрана труда и техника безопасности Организация производстве нных процессов Стандарт СтандартСтандарт Объект Объект

13 Источники затрат: обзорУровеньрегулирования Источники затрат Уровень 2. Уровень 1. Уровень 3. Уровень 4. Прямые затраты (исполнения требований) Косвенные затраты Убытки субъектов Затраты общества (потребители, государство) Убытки общества Прямые затраты исполнения требований, Косвенные затраты исполнения требований Убытки субъекта Прямые затраты исполнения требований Стандарт процесса Вид стандарта Стандарт объекта Стандарт субъекта Технический регламент

14 Стоимость исполнения стандарта Стоим. требования Стоимость исполнения стандарта

15 Группировка объектов Стандарт Об1Об3 Об2 Об4 Затраты Об1 Об2 Об3 Об4 Затраты Затраты исполнения стандартов для объектов группы приблизительно одинаковы Группа 2.

16 Затраты общества - затраты, в связи с введением технического регламента, возникающие вне субъектов электроэнергетики: затраты на осуществление государственного надзора, рост тарифов, дополнительные затраты потребителей, поставщиков. Убытки общества – совокупные затраты, возникающие как следствие необходимости восстановления вне субъектов электроэнергетики при наступлении нештатных ситуаций, авария на объектах электроэнергетики Дополнительные виды затрат в системе технического регулирования Технический регламент Государственный надзор Субъекты электроэнергетики (ОГК, ТГК, ФСК, …) Рост тарифов Потребители, поставщики Затраты на исполнение требований Затраты на государственн ый надзор

17 Источники оптимизации. Уровень 4. Стандарты процессов - Снижение прямых затрат - Удаление избыточных требований за счет достижения спецификации по типам объектов. Требование 1 Требование 3 ГЭС ТЭССДУ НТД ТЭС. Стандарт объекта ТЭС ГЭС СейчасБудет Требование 1 Требование 2 Требование 3 ГЭС. Стандарт объекта

18 Источники оптимизации. Уровень 3. Стандарты объектов - Снижение прямых затрат - Перераспределение требований при условии инвариантного уровня безопасности между функциями объекта Обеспечение безопасности при работах на электрическом объекте Х Рабочий должен быть обучен и соблюдать правила техники безопасности (должны быть закуплены резиновые перчатки) Объект должен быть спроектирован таким образом, чтобы исключить поражение человека во всех случаях Затраты 100 млн. рублей (Удорожание объекта) Затраты 1 млн. рублей (Проведение обучения и закупка резиновых перчаток) Стандарт. Условия поставки Стандарт. Охрана труда и техника безопасности СейчасБудет

19 Источники оптимизации. Уровень 2. Стандарты субъектов - Перераспределение требований между объектами и субъектами электроэнергетики и поставщиками - Снижение прямых, косвенных затрат Электроэнергетика Поставщики СБ = субъект электроэнергетики ОБ = объект электроэнергетики ПСТ = поставщик ОБ СБ2 СБ1 ПСТ требования Если затраты на реализацию требования для СБ2 < СБ1 (аналогично ур. 3) Если затраты на реализацию требования для ПСТ < СБ (аналогично ур. 3)

20 Источники оптимизации. Уровень 1. Технические регламенты -Перераспределение функций между субъектами и обществом со снижением совокупного значения затрат Обеспечение бесперебойности снабжения Потребители обязаны иметь резервное оборудование для перебоев до 3 часов Не имеют права допускать отключений. Обязаны иметь соотв. Резервные мощности Затраты: Субъекты: 100 млн. Потребители: 0 руб. Всего: 100 млн. Субъекты электроэнергетики Потребители Затраты: Субъекты: 20 млн. Потребители: 50 руб. Всего: 70 млн. СейчасБудет

21 Источники оптимизации. Уровень 1. Технические регламенты Другие источники оптимизации при сохранении неизменного уровня надежности: - Снижение косвенных расходов для субъектов электроэнергетики, потребителей, поставщиков в результате перераспределения функций - Снижение расходов на осуществление государственного надзора в результате передачи функций по надзору рынку либо саморегулируемым организациям либо снятия избыточных требований

22 Z1Z1 Z2Z2 Финансово-экономическое обоснование. Уровень 4, Уровень 3 Z1Z1 Z2Z2 1) Принятие стандарта экономические выгодно 2) Принятие стандарта экономически невыгодно Z1Z1Z1Z1 Прямые затраты исполнения при текущей системе требования Z2Z2Z2Z2 Прогнозируемые затраты исполнения при введении системы требований стандарта

23 Финансово-экономическое обоснование. Уровень 4, Уровень 3 ПУЭСНИП…. Z1Z1Z1Z1 Z2Z2Z2Z2 Прямые затраты исполнения при текущей системе требования Стандарт Прогнозируемые затраты исполнения при введении системы требований стандарта Единый набор объектов оценивания, определяется областью действия стандарта ОБ = объект электроэнергетики ОБ

24 Финансово-экономическое обоснование. Уровень 2 (стандарт субъекта) Затраты суммируются Таблица изменения убытков принимается в расчет при экспертной оценке целесообразности принятия стандарта. - Сумма прямых и косвенных затрат - Прогнозируемая сумма ежегодных убытков Постоянные затраты Нештатные ситуации: убытки Вычисляется изменение затрат по сравнению с исходными стандартами Z Δ = Z исходное – Z прогноз. Выход из строя турбины (легкий) Выход из строя турбины (средний) 0,5% 0,1% 25,1 145,1 29,1 160,1 0,5% 0,1% В случае положительной Z Δ при неизменных затратах принятие стандарта является обоснованным Исх. ПрогнозВид нешт. ситуации

25 Финансово-экономическое обоснование. Уровень 1. Технический регламент - Постоянные затраты (Z Δ ) - Таблица убытков - Консолидированные затраты бюджетов на организацию надзора - Затраты потребителей на исполнение требований регламента (если есть) - Прогноз роста тарифов - Прогноз изменения убытков общества (аналогично как для субъектов) Переменные субъектов Переменные общества Убытки Затраты Убытки Затраты Убытки Затраты субъект Если целью введения регламента является снижение совокупного объема затрат, допускается суммирование Z Δ субъектов

26 Финансово-экономическое обоснование. Уровень 1. Технический регламент В целом для технического регламента отсутствует единый алгоритм расчета экономической целесообразности. Типовые случаи, при которых принятие технического регламента следует считать выгодным: 1. Снижение совокупного объема затрат субъектов электроэнергетики и потребителей при неизменном уровне надежности 2. Снижение рисков убытков субъектов либо общества при неизменном уровне затрат 3. Снижение косвенных затрат и затрат на организацию государственного надзора при неизменном уровне надежности 4. Существенное снижение вероятностей реализации наиболее опасных техногенных катастроф при допустимом росте совокупных затрат всех сторон

27 Формирование единого перечня требований Классификация требований: 1. Незатратные требования. Незатратные требования либо не предполагают каких-либо дополнительных действий, либо требуемые действия не связаны с возникновением дополнительных затрат Незатратные требования исключаются из единого перечня конкретных требований. 2. Обобщенные требования. Обобщенные требования сформулированы таким образом, что реализация их возможна многими способами. Обобщенные требования преобразуются экспертным способом в систему конкретных предписание и в таком виде включаются в единый перечень конкретных требований. 3. Пакетные требования. Пакетные требования являются набором требований исходного документа, фактическая реализация которых обеспечивается одним конкретным действием. Перечень пакетных требований трансформируется экспертным способом в одно конкретное предписание.

28 Формирование единого перечня требований 1. Определения типов требований исходного документа 2. Переформирование обобщенных и пакетных требований в конкретные 3. Формирование единого перечня требований Проводится экспертным методом Конструкция, исполнение, способ установки, класс и характеристики изоляции применяемых машин (...)должны соответствовать параметрам сети (...). Конструкция машин должна соответствовать следующим параметрам: Напряжение: ХХ Частота: ХХ Обобщенное Конкретное Способ установки машин должен соответствовать следующим параметрам: ХХХ ХХХХ

29 Проведение группировки объектов регулирования 1. Выявление совокупности регулируемых объектов 2. Определение критериев группировки 3. Проведение группировки объектов путем задания пороговых значений изменения критериев группировки, определение типовых объектов группы Название группы объектов Технические характеристики группы объектов Фактически эксплуатируе мый объект, на основании которого будет производитьс я усредненное оценивание затра Кол-во объектов в группе ГЭС типа XXX Генерируемая мощность: от Х до ХХ МВт Кол-во генераторов: от 1 до 4 Кол-во сотрудников: от 50 до 100 чел. Богучанская гидроэлектрич еская станция 5 ГЭС типа YYY 12 АЭС типа XXX

30 Оценивание прямых затрат объектов регулирования 1. Формирование перечня затрат и перечня информации, необходимой для оценивания затрат 2. Проведение сбора информации, необходимой для расчета затрат 3. Расчет величины прямых затрат для типовых объектов регулирования 4. Расчет величины прямых затрат для каждой группы объектов и для отрасли Расчет величин прямых затрат осуществляется на основе: 1. Данных опросов целевых групп (руководители объектов, инженеры, эксперты) 2. Статистических данных 3. Результатов анализа рынка Нововор онежская АЭС Затраты: годы 1234Х… Обеспече ние безопасно сти реактора Требован ие 2 Требован ие

31 Оценивание косвенных затрат объектов регулирования Определение субъектов и перечня косвенных затрат Денежная оценка косвенных затрат Расчет итоговых оценочных значений сумм косвенных затрат Расчет величин прямых затрат осуществляется на основе: Данных опросов целевых групп (руководители объектов, инженеры, эксперты) Статистических данных Результатов анализа рынка СубъектЗатратаСумма затрат, тыс. руб.(*) Генерирующая компания Разработка новых отчетных форм для осуществления контроля над исполнением вводимых требований Распределяющая компания Приведение существующей договорной базы в соответствии с новыми нормами *Период оценивания: 15 лет

32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!