Дискурсивные практики в образовательном процессе: непрерывная коммуникация как основа предоставления образовательной услуги Крысов Виктор Владимирович,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дискурсивные практики в образовательном процессе: непрерывная коммуникация как основа предоставления образовательной услуги Крысов Виктор Владимирович,
Advertisements

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСКУРС ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ТЕЗАУРУС.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
МБОУ « Первомайская СОШ2» Использование системы дистанционного обучения Moodle при подготовке к ЕГЭ и ГИА по английскому языку. Грачёва В.Г.-учитель английского.
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Учебно-методическое пособие Авторы-составители: Л. И. Башкина, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГОУ СПО КПК, отличник народного просвещения;
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
В.Ю. Розка, к.и.н., доцент кафедры управления образовательными системами ВГАПК РО.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
Транксрипт:

Дискурсивные практики в образовательном процессе: непрерывная коммуникация как основа предоставления образовательной услуги Крысов Виктор Владимирович, доц., к.г.н. Кафедра мировой экономики Институт экономики, управления и права РГГУ

ВВОДНЫЕ ТЕЗИСЫ (1) Компетентностный подход в высшем образовании приобретает важное значение в терминах рынка образовательных услуг Компетентностный подход в высшем образовании приобретает важное значение в терминах рынка образовательных услуг Образовательная услуга может быть представлена как формирование у учащегося-клиента профессиональных компетенций в рамках освоения данной образовательной программы Образовательная услуга может быть представлена как формирование у учащегося-клиента профессиональных компетенций в рамках освоения данной образовательной программы Среди различных видов профессиональных компетенций именно коммуникативная компетенция учащегося – более удобная, менее метафизическая форма оценки качества полученной образовательной услуги Среди различных видов профессиональных компетенций именно коммуникативная компетенция учащегося – более удобная, менее метафизическая форма оценки качества полученной образовательной услуги

ВВОДНЫЕ ТЕЗИСЫ (2) Профессиональный язык данной науки первоначально воспринимается учащимся как непонятный, "иностранный" Профессиональный язык данной науки первоначально воспринимается учащимся как непонятный, "иностранный" Профессиональную коммуникативную компетенцию можно формировать и контролировать как умение слушать и понимать речь специалиста, читать, говорить, писать на профессиональном языке Профессиональную коммуникативную компетенцию можно формировать и контролировать как умение слушать и понимать речь специалиста, читать, говорить, писать на профессиональном языке

ВВОДНЫЕ ТЕЗИСЫ (3) Учащийся-клиент более ясно воспринимает качество полученной образовательной услуги, если после обучения может достаточно свободно разговаривать на профессиональные темы со специалистами Учащийся-клиент более ясно воспринимает качество полученной образовательной услуги, если после обучения может достаточно свободно разговаривать на профессиональные темы со специалистами Профессиональную коммуникативную компетенцию проще всего формировать на основе работы с тезаурусом и когнитивными структурами данной научной дисциплины, реализуя её как дискурсивную практику, т.е. как непрерывную коммуникацию в рамках специального дискурса Профессиональную коммуникативную компетенцию проще всего формировать на основе работы с тезаурусом и когнитивными структурами данной научной дисциплины, реализуя её как дискурсивную практику, т.е. как непрерывную коммуникацию в рамках специального дискурса

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД Представление научной дисциплины как дискурсивной практики в целях формирования профессиональной коммуникативной компетенции учащегося-потребителя образовательной услуги требует: Представление научной дисциплины как дискурсивной практики в целях формирования профессиональной коммуникативной компетенции учащегося-потребителя образовательной услуги требует: коммуникативных форм организации преподавания,коммуникативных форм организации преподавания, использования методов обучения иностранному языку,использования методов обучения иностранному языку, использования в методике преподавания когнитивных моделей, отражающих способы построения смысла в данной научной дисциплине,использования в методике преподавания когнитивных моделей, отражающих способы построения смысла в данной научной дисциплине, перехода от текстового к тезаурусному построению учебного материала.перехода от текстового к тезаурусному построению учебного материала.

Методологическая база Французский постструктурализм Французский постструктурализм Дискурсивный анализ и в целом теории дискурса (З. Харрис, М. Фуко, Т. ван Дейк) Дискурсивный анализ и в целом теории дискурса (З. Харрис, М. Фуко, Т. ван Дейк) Интеракционная модель коммуникации Интеракционная модель коммуникации Когнитивная психология Когнитивная психология Этнопсихолингвистика, лингвокультурология и теории кросс- культурных коммуникаций Этнопсихолингвистика, лингвокультурология и теории кросс- культурных коммуникаций Теория культурной грамотности Э. Хёрша Теория культурной грамотности Э. Хёрша

Методическая база Методики развития интеллекта на основе тезаурусных взаимосвязей (М.А. Зиганов) Методики развития интеллекта на основе тезаурусных взаимосвязей (М.А. Зиганов) Онтологии и тезаурусы в информатике (информационно-поисковые тезаурусы, Ю.А. Шрейдер) Онтологии и тезаурусы в информатике (информационно-поисковые тезаурусы, Ю.А. Шрейдер) Тезаурусы в методике преподавания иностранных языков Тезаурусы в методике преподавания иностранных языков Тезаурусы научных дисциплин – учебные пособия (социология, лингвистика, биология и т.д.) Тезаурусы научных дисциплин – учебные пособия (социология, лингвистика, биология и т.д.) Мнемотехника Мнемотехника

ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА = ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС = НЕПРЕРЫВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: НЕПРЕРЫВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ Понимание тождественности этих понятий необходимо для построения более-менее стройного обоснования компетентностного подхода в высшем образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС = ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ? ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ВУЗа НА ОСНОВЕ ДОГОВОРА С ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА И ВУЗА СТУДЕНТ характеристики мышления характеристики самостоятельности базовые компетенции форма обучения ВУЗ тип учебного заведения общие правила построения образовательного процесса (университетский дискурс) история и традиции данного вуза качество образовательного процесса ДОГОВОР

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Учреждение, созданное для осуществления ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – совместной интеллектуальной деятельности по освоению и развитию ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗ предлагает услугу – доступ к участию в образовательном процессе ВУЗ нанимает преподавателей и административных работников для реализации образовательного процесса

ДОГОВОР Договор определяет степень ДОСТУПА студента к участию в образовательном процессе, осуществляемом данным вузом Это значит, что студент имеет право находиться на территории вуза, посещать занятия, пользоваться библиотекой, получать консультации преподавателей. Договор определяет обязанности студентов и преподавателей по отношению друг к другу, к вузу и к образовательному процессу

ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА = НЕПРЕРЫВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДИСКУРС ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ТЕЗАУРУС

ДИСКУРС Тематическая семантическая конструкция в единстве с современным ей контекстом. Тематическая семантическая конструкция в единстве с современным ей контекстом. Определяет логику и способы построения смысла в рамках данной тематики. Определяет логику и способы построения смысла в рамках данной тематики. Конструкции дискурса задают границы коммуникации и организуют мышление, познавательную и коммуникативную деятельность, выражая тем самым власть субъекта дискурса и управляя (манипулируя) объектом. Конструкции дискурса задают границы коммуникации и организуют мышление, познавательную и коммуникативную деятельность, выражая тем самым власть субъекта дискурса и управляя (манипулируя) объектом.

ДИСКУРС ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ Образовательная программа представляет собой НАБОР ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК, т.е. НАБОР НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН (КУРСОВ)

ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА Это непосредственная и непрерывная реализация определенных дискурсов во множестве текстов и коммуникативных событий в разном контексте и в разных ситуациях. Это непосредственная и непрерывная реализация определенных дискурсов во множестве текстов и коммуникативных событий в разном контексте и в разных ситуациях. Дискурсивная практика является процессом развития и изменения дискурса в процессе КОММУНИКАЦИИ. Дискурсивная практика является процессом развития и изменения дискурса в процессе КОММУНИКАЦИИ. Научные дисциплины могут быть представлены как дискурсивные практики Научные дисциплины могут быть представлены как дискурсивные практики

ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА Любая дискурсивная практика основана на ТЕЗАУРУСЕ и на формах построения смысла в данном дискурсе (на принятых, традиционных для данной темы КОГНИТИВНЫХ СХЕМАХ)

Изучение научной дисциплины как дискурсивная практика Имея доступ к образовательному процессу, студент МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ОСВОЕНИИ И РАЗВИТИИ ДАННОЙ ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАЦИИ (т.е. "изучать данную научную дисциплину"): общаясь с преподавателями: общаясь с преподавателями: на аудиторных занятиях; на аудиторных занятиях; вне аудиторных занятий; вне аудиторных занятий; общаясь с другими студентами; общаясь с другими студентами; работая с методическими пособиями; работая с методическими пособиями; саморефлексируя (общаясь с самим собой). саморефлексируя (общаясь с самим собой).

Матрица построения самостоятельных и контрольных заданий по темам курса Учащийся - преподавате ль Учащийся – другие учащиеся Учащийся – авторы метод. материалов Само- рефлексия Чтение Говорение Аудиро- вание Письмо

Использование тезаурусного подхода при составлении семинарских заданий ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ", "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА" "СТРАНОВЕДЕНИЕ", "ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА"

Подготовка к семинару: Необходимо создать тезаурус-минимум: занести изученные понятия и термины в таблицу, разбив их предварительно по темам (не менее 8 тем, но можно и больше – до тем). Темы можно называть произвольно, опираясь на записи в Вашем словаре, на названия тем в Программе курса, названия лекций, названия разделов и параграфов учебников. Так как тезаурус создается в учебных целях, он не обязательно должен быть максимально полным и исчерпывающим. Достаточно указать 5-7 понятий для каждой выбранной темы (понятия не должны повторяться! Если Вы сомневаетесь, в какую тему отнести понятие, выбирайте только одну тему!). ПРИМЕР 1: СЕМИНАР ПО РАБОТЕ С ТЕЗАУРУСОМ ДИСЦИПЛИНЫ

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНЫМ ТЕЗАУРУСОМ разбить текст на части (темы, подтемы, смысловые блоки, логические блоки) разбить текст на части (темы, подтемы, смысловые блоки, логические блоки) выписать базовые понятия, характерные для каждой части текста, найти их определения- дефиниции (дефиниции можно выписывать в отдельный словарь, ведущийся по алфавиту) выписать базовые понятия, характерные для каждой части текста, найти их определения- дефиниции (дефиниции можно выписывать в отдельный словарь, ведущийся по алфавиту) для базовых понятий определить второстепенные, зависимые от них понятия для базовых понятий определить второстепенные, зависимые от них понятия создать тезаурус данного текста (темы) создать тезаурус данного текста (темы)

ФОРМА ЗАПИСИ ПОНЯТИЙ В ТЕЗАУРУС – вариант дерева ТЕМА 1 ТЕМА 1 БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ 1.1 БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ 1.1 ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ,ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ,ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА и т.д. и т.д. БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ 1.2 БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ 1.2 ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ФРАЗА и т.д. и т.д. ТЕМА 2 ТЕМА 2 И Т.Д. И Т.Д.

ФОРМА ЗАПИСИ ПОНЯТИЙ В ТЕЗАУРУС – вариант таблицы Тема 1. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 2. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 3. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 4. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 5. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 6. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 7. Название темы понятие 1 понятие 2 … Тема 8. Название темы понятие 1 понятие 2 …

Работа на семинаре. Преподаватель предлагает студентам объяснить различные виды взаимосвязей между понятиями и терминами. В ходе обсуждения необходимо объяснить взаимосвязь основных изученных понятий. Иерархическая взаимосвязь (связь понятия с названием темы). Логическая взаимосвязь (логическая связь понятий из разных тем). Ассоциативная взаимосвязь (связь понятий из разных тем по ассоциации).

ПРИМЕР 2: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА ПРИ НАПИСАНИИ ОТВЕТА НА КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (в ходе письменной контрольной работы) Индикатором наличия у студента профессиональной коммуникативной компетенции в рамках тематики курса и предложенной проблематики вопроса является использование им в письменном ответе базовой лексики курса (тезаурусных единиц): понятий и терминов, названий теорий и фамилий ученых, исторических этапов развития теории науки, названий стран и регионов, различных фактов статистических данных.

ПРИМЕР 2: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЗАУРУСНОГО ПОДХОДА ПРИ НАПИСАНИИ ОТВЕТА НА КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (в ходе письменной контрольной работы) Студенту предлагается после ответа подчеркнуть в своем тексте использованные элементы базовой лексики курса (тезаурусные единицы), а затем выписать их внизу в строчку. Каждую тезаурусную единицу можно подчеркнуть и выписать только один раз.

ПРИМЕР 3: РАБОТА С СЕТЬЮ ТЕЗАУРУСНЫХ ЕДИНИЦ На основе созданного или готового тезауруса (или просто словаря понятий, терминов и иных тезаурусных единиц данной темы) студентам предлагается самостоятельно в течение ограниченного времени заполнить сеть тезаурусных единиц данной темы, подбирая понятия по ассоциации. Студентам можно предложить тезаурусную (лексическую) единицу – ядро будущей сети (см. след слайд) На основе созданного или готового тезауруса (или просто словаря понятий, терминов и иных тезаурусных единиц данной темы) студентам предлагается самостоятельно в течение ограниченного времени заполнить сеть тезаурусных единиц данной темы, подбирая понятия по ассоциации. Студентам можно предложить тезаурусную (лексическую) единицу – ядро будущей сети (см. след слайд)

СЕТЬ ТЕЗАУРУСНЫХ ЕДИНИЦ

ПРИМЕР 3: РАБОТА С СЕТЬЮ ТЕЗАУРУСНЫХ ЕДИНИЦ После заполнения сети студенту можно предложить следующие формы работы: После заполнения сети студенту можно предложить следующие формы работы: объяснить связи между тезаурусными единицами, обозначенные буквами объяснить связи между тезаурусными единицами, обозначенные буквами продумать возможные связи между тезаурусными единицами, ассоциативно удалёнными друг от друга (например, между 1 и 16, 6 и 12) продумать возможные связи между тезаурусными единицами, ассоциативно удалёнными друг от друга (например, между 1 и 16, 6 и 12)

ПОНЯТИЕ РОДОВОЕ СЛОВО (ГИПОНИМ ИЛИ ГИПЕРОНИМ) ОТЛИЧИТЕЛЬ- НЫЕ СВОЙСТВА ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ПОНЯТИЯМ ПОНЯТИЕ КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОГО ПОНЯТИЕ КАК СОВОК УПНОС ТЬ ЧАСТЕ Й ПРИМЕР 4: РАБОТА С ДЕФИНИЦИЯМИ ПОНЯТИЙ На основе набора понятий данной темы студентам можно предложить заполнить следующую таблицу