Риски и перспективы развития оптового и розничного рынков электроэнергии – взгляд потребителя Говоров Д.С.
Основные темы Источники роста цен для потребителей Оптовый рынок: основные решения потребителей Розничный рынок: основные решения потребителей Сетевой комплекс: основные решения Что получим в результате Существующие угрозы для потребителей
Энергетика на развилке. Как развиваться дальше? Модель рынка и система ценообразования несовершенны и не отвечают ни целям реформы электроэнергетики, ни задачам социально-экономического развития РФ Низкое качество инструментов энергорынка требует все большего «ручного» вмешательства государства, и государству это нравится «Гремучая смесь» самого плохого от рыночных механизмов и самого плохого от государственного регулирования Что мы имеем сейчас?
Постановка проблемы: цена достигла предела потери конкурентоспособности российской экономики Рост цен на электроэнергию для промышленности в России существенно выше, чем в США и странах Евросоюза. Цена на электроэнергию в РФ в 2011 году превысила цену в США на 15%. При сохранении данной динамики цена на электроэнергию в РФ приблизится к уровню стран ЕС 2012*- по прогнозам ФСТ РФ цена на э/э для покупателей не превысит 5,4-6,4% относительно уровня 2011 года Наименование * Российская Федерация2,092,302,44 США2,132,00- Великобритания3,813,77- Германия3,703,61- Финляндия2,682,75- Источник: Минэкономразвития России руб./кВтч Сравнение средних цен на электрическую энергию для промышленности в гг. в РФ и других странах
В структуре конечной цены в 2011 году более 47% составляют услуги по передаче электроэнергии и сбытовая надбавка Источник: НП Совет рынка 5
Основные источники роста цен для потребителей: -Инвестиционные программы и операционные затраты сетевых компаний и, как следствие, рост тарифа на передачу электроэнергии -Сверхприбыли Росэнергоатома и Русгидро -Оплата потребителями электроэнергии практически всей существующей (в том числе и не нужной) мощности и ДПМ на ОРЭМ, перспективы новых ДПМ -Непрозрачный механизм ценообразования и отсутствие конкуренции на розничном рынке, отсутствие стимулов снижения цен для гарантирующих поставщиков, сверхприбыли гарантирующих поставщиков Источники роста цен для потребителей 6 Уход потребителя в автономию (строительство собственной генерации)
Потребители, их интересы и требования Потребитель - ключевой субъект электроэнергетики, его поведение определяет все аспекты функционирования отрасли. Остальные субъекты являются сервисными по отношению к нему. Главное требование потребителей – снизить конечные цены на электроэнергию для реального сектора до экономически обоснованных (до уровня конкурентоспособности) и зафиксировать их в долгосрочных договорах Внутренние интересы организаций электроэнергетики должны быть ограничены, т.к. приводят к завышению цен (тарифов) на оптовом и розничном рынках электроэнергии сверх экономически обоснованных величин, отражающих конкурентные издержки и/или (для регулируемых видов деятельности) отвечающих наилучшим возможным показателям эффективности. Для этого необходимо изменить модель рынка и систему тарифообразования
Сравнение средних цен на электрическую энергию для промышленности в гг. в РФ и других странах Источник: Минэкономразвития России СТРАНЫ В 2010 ГОДУВ 2011 ГОДУ Цена э/э для населения Цена э/э для промышле нности Разница цены Цена э/э для населения Цена э/э для промышле нности Разница цены (руб./кВтч) 1Российская Федерация1,992,095%2,192,35% 2США3,642,13-41%3,422-42% 3Великобритания5,233,81-27%5,483,77-31% 4Германия5,553,7-33%5,653,61-36% 5Австрия5, Чехия4,464,11-8%4,954,4-11% 7Дания4,73,41-27%--- 8Финляндия4,012,68-33%4,342,75-37% 9Франция3,712,76-26%--- 10Греция3,923,44-12%--- 11Венгрия5,424,17-23%--- 12Нидерланды5,093,43-33%5,223,34-36% 13Норвегия5,973,59-40%6,283,86-39% 14Португалия4,393,6-18%4,083,63-11% 15Швеция4,813,22-33%5,523,56-36%
9 Оптовый рынок: основные риски для потребителя Отсутствие долгосрочных договоров не позволяет составить прогноз денежных потоков и обосновать инвестиции в электроэнергетике и в промышленности. Долгосрочные проекты не реализуемы. Избыточный резерв. КОМ неэффективен. Нет экономической оценки решений по обеспечению надежности. Потребители переплачивают за неоптимальные объемы и географию объектов по ДПМ. Новые инвесторы не могут выйти на рынок. Ценообразование не отражает различие между базовой и пиковой нагрузкой. В результате потребители не видят на рынке дешевой электроэнергии. Нет эффективной конкуренции между строительством генерации и строительством сетей. Ценовые сигналы рынка никем не отслеживаются и не являются основой для принятия инвестиционных решений Неэффективные и устаревшие генерирующие объекты не выводятся с рынка и оплачиваются как «вынужденные генераторы»
Оптовый рынок: основные решения потребителей Превращение системы прямых договоров в основу оптового рынка (80– 85% объема поставок) Переход к рынку одного товара (электроэнергия) Доплаты к цене для пиковых станций (плата за участие в поддержании резерва в энергосистеме). Замена «вынужденных режимов» моделью системных генераторов. Поощрение строительства потребителями собственных генерирующих мощностей Отказ от идеи новых ДПМ
11 Розничный рынок: основные риски для потребителей продолжение монополизации розничного рынка, отсутствие конкуренции попытки переложить снижение сверхдоходов гарантирующих поставщиков в сбытовую надбавку неспособность/нежелание ГП обеспечить платежи на ОРЭМ препятствование гарантирующих поставщиков переходу потребителей на обслуживание к другой сбытовой компании и выходу потребителей на оптовый рынок отсутствие прозрачного ценообразования перекрестное субсидирование отсутствие финансовой ответственности ГП за надежность и качество электроэнергии нет стимулов создания ГП систем учета электроэнергии
12 Розничный рынок: основные решения потребителей потребитель должен иметь безусловное право при условии уведомления не более, чем за 1 месяц сменить сбытовую компанию исключение обязательности включения в баланс ФСТ покупателей, не обслуживающих население (для выхода на оптовый рынок достаточно иметь систему АИИС КУЭ) введение социальной нормы потребления компании, оказывающие услуги для потребителя на монопольной основе должны быть мотивированы к повышению прозрачности ценообразования, снижению цен и повышению качества обслуживания ликвидация монополии ГП/единой сбытовой компании по обладанию информации о потребителях и их графиках нагрузки
Сетевой комплекс: основные решения Пересмотреть инвестиционные программы ФСК и МРСК с оценкой по критерию экономической эффективности, соответствию прогнозным темпам роста потребления, ВВП Оптимизировать критерии для оценки инвестиционных программ ФСК и МРСК (ТСО), ввести ответственность сетей за их OPEX, за качество электроэнергии и за надежность (перерывы в энергоснабжении), в том числе, нормировать затраты территориальных сетевых компаний на основе бенчмаркинга
Что получим в результате Снижение конечной цены на электроэнергию на %. Повышение конкурентоспособности российской промышленности, увеличение объемов производства и налоговых поступлений. Рост занятости. Появление долгосрочных отношений в энергетике, способствующих улучшению инвестиционного климата. Энергосбережение. Повышение эффективности российской энергетики
Существующие угрозы для потребителей Предлагаемые Минэнерго изменения в целевую модель функционирования розничных рынков электрической энергии и мощности значительно ухудшают позиции потребителей электроэнергии потребителям мощностью свыше 670 кВт не предоставлено право выбора варианта тарифа на оказание услуг по передаче в части права выбора ценовой категории для расчета с гарантирующим поставщиком предлагается в отношении крупных потребителей ввести требование об обязательном применении двухставочной цены на электроэнергию и мощность оплата в составе услуг по передаче величины максимальной разрешенной (присоединенной) мощности Рост затрат на оплату услуг по передаче у промышленных потребителей от 20 до 150 и более процентов Снижение стимулов потребителей к энергосбережению Отсутствие конкуренции в рознице Дополнительные доходы сетевых компаний и гарантирующих поставщиков Усугубление практики «кривых» регуляторных решений
Какие изменения действительно необходимы в рознице (до пересмотра правил оптового рынка)? Синхронизация правил определения обязательств по оплате мощности должна осуществляться путем перехода к выполнению измерений в единый час максимума нагрузки для потребителей оптового и розничного рынков по региону (субъекту Федерации), а также для потребителей услуг по передаче утверждение минимального исчерпывающего перечня условий для перехода потребителя к другой энергосбытовой организации или на оптовый рынок, включающего отсутствие задолженности перед гарантирующим поставщиком и наличие соответствующей системы учета введение социальной нормы потребления дифференциация сбытовой надбавки у ГП