Со слов Христа Спасителя известно, что «Никто не благ, как только один Бог». Вместе с тем, Господь призывает Своих последователей уподобляться Богу, в Бога богатеть, говоря «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Примечательно, что в IV в. до Р.Х. древнегреческий философ и врач Аристотель Стагирит пришел к выводу, «что конечной целью человека, а значит, и человеческого общества в целом (поскольку человек, как существо политическое, не может существовать вне общества), является достижение жизни, подобной Богу». Стало быть, достижение полного благополучия, как для человека, так и для общества непосредственно связано с обновлением и обогащением нашего менталитета, с духовно-нравственным совершенствованием. Обыденное, привычное, так называемое, «нормальное» состояние сознания; особые состояния сознания, такие как, сон, гипноз, медитации, интоксикация наркотиками, опьянение и т.п., не раскрывают всех возможностей человеческого потенциала. Обновление и обогащение менталитета означает признание мистических и религиозных форм сознания. Религиозный и мистический опыт - не пустые понятия. «Многообразие описаний феноменов, кросс- культурность и историческая неизменность – первые веские причины считать описания мистических опытов правдоподобными», - считает религиовед А.М. Миронова.
Уильям Джеймс (11 января 1842, Нью-Йорк 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) Американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей книге «Многообразие религиозного опыта» (1902) писал: «... наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, сублиминальные формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но, как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые и определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания». По Джеймсу, религиозные состояния являются более высокими, чем мистические. В мистических состояниях люди в меру своих сил только соприкасаются с областью таинственного, тогда как в религиозных - происходит слияние с Божеством. Свидетельством такого единения могут быть слова апостола Павла: «и уже не я живу, но живет во мне Христос».
Какое отношение эти рассуждения Уильяма Джеймса имеют к теме нашего доклада? Дело в том, что, окормляя страждущих душевными недугами, заботясь о их благе, нам нередко приходится сталкиваться с наличием у них аддиктивных расстройств. Так, в частности, согласно исследованиям ученых- медиков, «от 10 до 40% больных шизофренией обнаруживают пристрастие к алкоголю и наркотикам». С каких позиций должен смотреть на эту проблему душепопечитель? Подсказку мы находим у «отца современной психологии». Алкогольное опьянение он, небезосновательно, считал частью мистического сознания. Вот как дословно он об этом говорил: «Власть алкоголя над людьми, без сомнения, объясняется его способностью возбуждать к деятельности мистические свойства человеческой природы, обыкновенно подавляемые холодом и сухостью повседневной рассудочной жизни. Трезвый рассудок суживает, анализирует, говорит «нет!»; опьянение расширяет, синтезирует, говорит «да!». Оно поистине великий возбудитель чувств, говорящих «да». Оно переносит нас от холодной периферии вещей к их пылающему центру и на мгновение сливает сознание с самой истиной. Поэтому нельзя утверждать, что люди предаются опьянению только по слабости и порочности. Для бедных и лишенных образования людей опьянение заменяет собою симфонические концерты и литературу. Одну из трагических тайн жизни представляет то обстоятельство, что проблески высшей жизни, вызванные таким образом, оплачиваются столь низменными проявлениями, неизбежно связанными с состоянием опьянения. Тем не менее последнее представляет собою часть мистического сознания, и его нельзя упускать из виду, если мы хотим составить ясное представление о целом». Между тем, как говорил святитель Иоанн Златоуст, Можно и не пивши вина быть пьяным, равно можно пить вино и быть трезвым. Оказывается, можно также находиться в состоянии духовного трезвого опьянения. Какова же его мистика?
Размышляя над темой духовного опьянения в мистике прп. Симеона Нового Богослова, «весьма близкой теме экстаза и мистической радости», приснопамятный архиепископ Василий (Кривошеин), афонский подвижник и ученый-патролог, пишет, что "она знакома уже языческой поэзии и религиозной литературе греков, Плотину и гностикам, у которых, по-видимому, ее заимствовал Филон, постоянно использующий эту тему в своем аллегорическом толковании Библии. Филону, вероятно, принадлежит знаменитый оксюморон трезвое опьянение, столь живо воспринятое христианской патристикой". Архиепископ Василий (Кривошеин) [17 июля (30 июля) 1900, Санкт-Петербург 22 сентября 1985, Ленинград]
Филон Александрийский (ок. 25 до н.э. - ок. 50 по Р.Х.) Видный представитель еврейско- греческой философии Филон Александрийский использовал оксюморон «трезвое опьянение» (греч. «Νηφάλιος μέθη»; лат. sobria ebrietas), в своём трактате О бегстве и обретении» (Περί φυγής και ευρέσεως; De Fuga et Inventione). От чего бегут, что и как обретают библейские беглецы? - его основная тема. Свой комментарий автор начинает с истории бегства Агари от Сары и нахождения её Ангелом Господнем у источника воды на дороге к Суру (Бытие 16: 6-12).
По Филону, аналогично тому, как Ангел Господень, а не человек, обретает Агарь возле источника, означающего Премудрость Божию и Жизнь, и вразумляет её вернуться к госпоже своей и покориться ей, так и избранным без усилий с их стороны может быть ниспослана с небес мудрость, которой они упиваются, оставаясь в трезвом уме (διετέλεσε μεθύων τν μετ ρθότητος λό γου νήφουσαν μέθην). У Филона есть и специальные сочинения, посвященные проблеме пьянства и трезвости – это «De ebrietate (Об опьянении), «De sobrietate» (О трезвости).
Немецкий лингвист проф. Рихард Дж. Бруннер, разбирая труд Ханса Леви «Трезвое опьянение. Исследования по истории древнего мистицизма», опубликованной в 1929 году, показывает, что в оксюмороне «трезвое опьянение» Филон нашел подходящее выражение для обозначения границы между мудростью и рациональностью. В трактате О трезвости Филон различает рациональность софиста и мудрость истинного ученого. Бруннер замечает: «Эллинистическая рациональность, по мнению Филона, не постигает тайны человеческой жизни, она лишь средство от тупости, маскирующейся в религиозных оргиях и вакханалиях. Мудрость, основанная и закрепленная в аскетике, благодаря своему источнику и происхождению представляет собой богоугодный образ жизни, способный привести к познанию истины Божественного Откровения и следованию заветам Божиим. Подлинный смысл «разумности» Филон видит в том, чтобы сделать Слово Божье, которое всегда присутствует в завуалированной условной форме в Писании, традиции и исторических событиях, слышимым и понятным. Посредством истории и Писаний Бог говорит с нами, но то, что Он говорит, должно быть расшифровано трезвым умом.
Только в свете мудрости, можно понять истину Писания и историю, записанную в ней. Таким образом, σοφία является источником истинной веры», заключает аналитик Рихард Бруннер. Как тут не вспомнить слова монаха Андроника (А.Ф.Лосева): «Вера – есть требование предельно развитого разума». Алексей Фёдорович Лосев, в монашестве Андроник (10 (22) сентября 1893, Новочеркасск 24 мая 1988, Москва) русский философ, антиковед, переводчик, писатель. Профессор, доктор филологических наук.
Начиная с Киприана Карфагенского (210 г., Тунис - 14 сентября 258 г., Карфаген, Тунис), который в письме к Цецилию писал: «Чаша Господня так уповает пиющих от нея, что делает их еще трезвее" (calix Dominicus sic inebriet ut sobrios faciat), темы «трезвого опьянения» касались очень многие известные святые. В основном, ими аллегорически и символически истолковывались библейские тексты: об опьянении Ноя; о молитве Анны, матери пророка Самуила; о Чаше, которая опьяняет; об упоении от тука дома Божьего; о вине, которое веселит сердце человека; о пире Премудрости; об опьянении Апостолов в день Пятидесятницы; о Тайной вечери; об упоении Святым Духом. Боговдохновенные души в описаниях Святых Отцов испытывают неизреченную радость, восторг, усладу, ликование, исступление, изумление, самозабвенный экстаз, разумное и трезвое опьянение, когда пребывают в созерцании Единого, в благоговейном молитвенном единении с Богом, находятся в евхаристическом общении со Христом, упиваются Словом Божиим. «Это такая радость, которая не омрачена никакой греховной грязью». Экстатическое состояние боголюбовых и смиренных христиан - не самовозбуждение, а дар Святого Духа, «трезвое опьянение».
Святитель Амвросий Медиоланский (ок. 340, Августа-Треверорум, Белгика, Римская империя 4 апреля 397, Медиоланум, Италия, Западная Римская империя) Наиболее впечатляюще оксюморон «трезвое опьянение» звучит в гимне святителя Амвросия Медиоланского «Сияние Славы Отчей» (Splendor paternae gloriae): «Христос, наша еда и питье наша вера, напиток радости трезвого опьянения дух». Christusque nobis sit cibus, potusque noster sit fides; laeti bibamus sobriam ebrietatem Spiritus. Studio di Giovanni Vianini, direttore della SCHOLA GREGORIANA MEDIOLANENSIS, Milano, Italia
Преподобный Макарий Египетский (ок. 301, Нижний Египет, деревня Жижбер - 391) В Четвертом Слове преподобного Макария, по другим данным Симеона Месопотамского, в его диалоге с собеседником, вопрошающем о возможности человеку постоянно входить в состояние истинного, не рассеянного, самозабвенного молитвенного переживания, подвижник отвечает, сравнивая молитву со светильником: «Когда-то пламя более разгорается и возжигается, когда-то – тише и слабее; и свет этот временами больше занимается и сияет, иногда – умаляется и меркнет, хотя светильник всегда горит и светит; когда же бывает очищен – более испытывается опьянением Божественной любви (ν μέθη ξετάζεται τς γάπης το Θεο); иной раз по домостроительству ослабевает – [тогда,] хотя [и] соприсущий, свет слабеет.
Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский (ок. 640, Катар - ок. 700, Ниневия, Ирак) Богослов и патролог, доктор философии и богословия, митрополит Иларион (Алфеев) в своей монографии о преподобном Исааке Сирине подробно останавливается на рассмотрении темы духовного опьянения в мистическом богословии великого Отца Церкви. Вот как говорит преподобный Исаак о действии молитвы на душу подвижника: «Хочешь ли ты украшать тело свое посредством утомительного стояния или, может быть, ты хочешь сделать душу свою угодной Богу? Тогда произнеси лишь пять слов с пониманием и будешь объят опьянением». Владыка Иларион в упоминании преподобного отца о «пяти словах» усматривает Иисусову молитву - краткую непрестанно повторяемую молитву, состоящую в своей наиболее классической форме из пяти слов: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя».
263 г., Палестина - май 339 г., Национальный парк Кейсария, Кесария, Израиль Евсевий Памфил использует это выражение в своем комментарии на 9 стих 35 Псалма Давида: Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Дом Божий он называет Его Церковью. Под туком дома разумеет – душеполезные богодухновенные речения, которые вызывают разумное и трезвое опьянение (μέθη δὲ σώφρων καὶ νηφάλιος). А святитель Амвросий Медиоланский об обилии Дома Божьего говорит, что оно – изобилие благодати, а поток услады – это Святой Дух. Аналогично толкует этот же стих представитель александрийской богословской школы христианский писатель Дидим Слепец, говоря о доме Божием, как о Церкви, изобилующей церковным учением, содержание которого может привести к трезвому опьянению (νηφάλιον μεθυσθήσονται μέθην). Дидим Александрийский ок
Святитель Иоанн Златоуст (около 347, Антиохия - 14 сентября 407, Команы Понтийские, Понт) Святитель Иоанн Златоуст говорил о том же истинном опьянении, цитируя слова апостола Павла к Ефесянам: Не упивайтесь вином, в немже есть блуд; но исполняйтеся Духом (Еф. 5:18). "Вот прекрасное опьянение; насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать её пьянством; наперёд займи этим свою душу, как чашу, чтобы диавол уже не мог вложить в неё ничего; нужно не просто причащаться Духа, но исполняться Духом, псалмами, гимнами, и песнями духовными, которыми вы исполнились сегодня» – проповедовал архипастырь своим возлюбленным прихожанам на Пасху в 395 году. Здесь следует отметить, что алкогольное опьянение Вселенский Учитель определяет «как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения». И добавляет: «А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью». И далее по тексту: «никто, упивающийся вином, не может жаждать божественных изречений».
Преподобный Никодим Святогорец ( ) Преподобный Никодим Святогорец в написанном им предисловии к «Добротолюбию» и переведенным преподобным Паисием Величковским на славянский язык, сравнивая чтение сей книги с духовным пиром, предлагает православным людям упиться пьянством воистину трезвым (και μεθύσετε από μέθη πραγματικά νηφάλια).
Преподобный Симеон, Новый Богослов (949, Галатия 1022, Хрисополис) На рубеже 1-го и 2-го тысячелетия к описанию свойств божественного опьянения, исходя из личного мистического опыта, обратился преподобный Симеон, Новый Богослов в своём 23-м Огласительном слове О покаянии и страхе Божием. "Чтобы исцелеть от смертельной болезни, каким является грех, нужно прежде всего его осознать, страх Божий производит это действие, обратиться к Богу и умолять Его о своем спасении. Бог всегда отвечает на наш призыв, чудесно вмешивается, спасает, «таща нас за волосы», и награждает Своими дарами, плодами покаяния, миром, бесстрастием и экстатическою радостью, уподобляемой духовному опьянению, видением света или солнца" - так говорит иже во святых отец наш Симеон.
К великому сожалению, люди часто подменяют свое врожденное стремление к благодатному трезвому опьянению любовью Божией и радостью взаимного общения в Боге, опьянением греховным страстным, приводящем к погибели души. Человек вновь ставится перед нравственным судьбоносным выбором. Сквозь века продолжает звучать голос Божий: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих….
Спасая человека, избравшего жизнь, от рабства греху, Господь наш Иисус Христос предлагает нам в таинстве Евхаристии приобщаться, под видом хлеба и вина, Истинного Тела и Истинной Крови Его, избавляющих нас от семени тли и питающих в блаженную жизнь вечную. Слова Господа, сказанные апостолам: Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, по толкованию святых Отцов, означают Любовь как пищу и питие, хлеб и вино, которых вкушают любящие Бога во Царствии Его. «Вот вино, которое веселит сердце человека. Блажен, кто испил этого вина! Испили его невоздержанные и устыдились; испили грешники и оставили пути преткновений; испили пьяницы и стали постниками; испили богатые и возжелали нищеты; испили убогие и обогатились надеждой; испили больные и стали здоровыми; испили невежды и умудрились» - цитирует в этой связи преподобного Исаака Сирина митрополит Иларион (Алфеев) в своей работе о нем.
Таким образом, Святые Отцы показывают нам, что покаяние, мольба о спасении, молитвенное делание, постижение Слова Божьего, вкушение таинственной Снеди, Тела и Крови Иисуса Христа, стяжание Духа Святого и пребывания в Нем, приводят к всеобъемлющей радости, уподобляемой подвижниками благочестия духовному, разумному, трезвому опьянению и, наконец, к вожделенному обожению.
Сравним состояние опьянения, вызванное пристрастием к алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам и психоактивным действиям, гневом, непристойной похотью и подобными им зависимостями, с упоением любовью к Богу. Оба вида опьянения вызывают эйфорию, помогают отвлечься от житейских попечений, дают ощущение преодоления собственных границ. Разница состоит в том, что опьянение от пристрастий приводит к потери самоконтроля, помрачению ума, неадекватности восприятия, потери памяти, расстройству здоровья и личности, порабощает, нарушает межличностные отношения, вызывает беспокойство, чувство стыда, греховности и вины, а духовное опьянение, наоборот, просветляет ум, делает человека трезвым, целомудренным, благонадежным, ответственным, освобождает от печали и чувства вины, животворит, помогает ему превзойти самого себя, укрепляет в вере, одухотворяет, вселяет надежду на спасение, оставляет неизгладимые благодатные ощущения отрады и утешения. Итак, будем же, честные отцы, братия и сестры, упиваться трезвенным упоением, а от хмельного - воздерживаться!