Подготовила Студентка III курса, 33-А группы Мулявина Елизавета Вадимовна
Вступление Общая характеристика песочной терапии Терапия песком в школе Особенности организации занятий песочной терапии Формы проведения терапии Ход исследования Результаты исследования. Выводы Приложения Список источников использованной информации
Песочная терапия – один из методов экспрессивной терапии. Другое название – метод Sandplay (дословно – песочная игра). Метод песочной терапии в настоящее время приобрел известность и широко используется специалистами самых разных психотерапевтических направлений. Песочная терапия используется и в коррекционно-развивающей, и в образовательной работе с детьми. На первый взгляд, песочная терапия – достаточно простая техника в проведении, но данное впечатление обманчиво. Это очень тонкий инструмент, требующий от песочного терапевта постоянного личностного и профессионального развития, потому что личность терапевта, даже при минимальном вмешательстве в процесс, является основным инструментом любой терапии, в том числе и песочной. Противопоказаниями к применению песочной терапии являются эпилепсия, шизофрения, невроз навязчивых состояний, аллергические, легочные, кожные заболевания, порезы на руках.
С помощью песочной терапии школьники развивают свои индивидуальные способности, работы детей отражают их истинные чувства, переживания и эмоции. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. Сухой песок можно использовать в песочной анимации, школьник сможет проявить свои художественные таланты. Дети, увлекаясь песочными играми, становятся подсознательно зависимы от увлечения.
Для процесса песочной терапии потребуются: песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик прямоугольной ( см), квадратной ( см) или круглой формы. Голубая песочница с песком – это модель человеческого восприятия нашей планеты, при этом дно символизирует воду, а борта – небо. В коллекцию миниатюрных игрушек должны входить: люди наземные животные и насекомые летающие животные и насекомые обитатели водного мира здания и дома с мебелью предметы домашнего обихода растения элементы улицы и окружающей среды предметы, связанные с верованиями человека объекты ландшафта и естественной активности Земли естественные природные предметы объекты небесного пространства оружие фантастические предметы и персонажи злодеи
При групповой форме работы количество человек в группе определяется психологическими задачами и возрастом участников. Для маленьких детей и детей с особенностями психофизического развития оптимальны небольшие группы (4–6 человек), а частота встреч – 2 раза в неделю по 25– 30 мин. Для старших дошкольников и младших школьников занятия могут проводиться 1 раз в неделю по 50–60 мин. Группа подростков и взрослых может состоять из 12–14 человек. Частота встреч – 1 раз в неделю по 60–90 мин. Возможен вариант интенсивного тренинга по 5–6 час.
Исследование было проведено в общеобразовательной школе города Харьков «Гимназия 116». В исследовании приняли учащиеся 4-го класса, возраст 9-10 лет. В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методики: 1) методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки, (Приложение Б) 2) метод проективного теста «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич для изучения индивидуально-личностных особенностей субъекта, его эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений. (Приложение А)
Наблюдения в ходе проведенного эксперимента, возможно, будут полезны для других педагогов – психологов: 1. особенно плодотворно игра на песке влияет на детей, которые не могут выразить свои переживания вербально. 2. дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. 3. детям с неустойчивым вниманием игра дает богатые кинестетические ощущения. 4. агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". 5. детям, пережившим психическую травму, песочная терапия помогает избавиться от связанных с ней переживаний. 6. детям постарше иногда надоедает только играть в песок, тогда им можно предложить рисовать. Они это делают с превеликим удовольствием. Таким образом, можно сделать вывод, что программа профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами песочной терапии содержит эффективные формы и методы снижения агрессивного поведения и может быть использована педагогами, психологами, социальными работниками в профессиональной деятельности по предотвращению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.