Открытое занятие преподавателя кафедры Русского языка и литературы Заримбетова А.А. на 1-А курсе факультета Химии-биологии Выражение пространственных отношений в простом и сложном предложениях
Обстоятельство места - указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы: г д е? к у д а? о т к у д а?
Например: 1. Я живу в Узбекистане. 2. На прошлой неделе мы съездили в Хиву. 3. Студенты возвращаются из института.
В сложноподчиненном предложении придаточные части присоединяются к главной при помощи союзных слов где, куда, откуда. При этом в главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда.
Например: Туристы направились туда, куда им порекомендовал гид. [Туристы направились туда],(куда им порекомендовал гид.) Мы расположились там, где был теплый песок. [Мы расположились там], (где был теплый песок.)
Задание 1. Найдите соответствия 1. Очень шумно (где?) 2. После учёбы иду (куда?) 3. Вечером Азиз идёт (откуда?) 4. Собрание проходит (где?) 5. Студент возвращается (откуда?) 6. Каждое утро иду (куда?) на факультете на работу в зале с пары домой от друга
ПРОВЕРКА! 1. Очень шумно (где?) 2. После учёбы иду (куда?) 3. Вечером Азиз идёт (откуда?) 4. Собрание проходит (где?) 5. Студент возвращается (откуда?) 6. Каждое утро иду (куда?) в зале домой от друга на факультете с пары на работу
Задание 3. Заполните концептуальную таблицу Им. сущ. Вопросы Где? Куда? Откуда?
Задание 4. Работа по тексту «Экскурсия по Ташкенту». Найдите в тексте обстоятельство места и поставьте на обстоятельство вопросы.
Домашнее задание: Составить 10 предложений с пространственными отношениями. 3-предложений на обстоятельство места с вопросом (где?); 3-предложений на обстоятельство места с вопросом (куда?); 4-предложений на обстоятельство места с вопросом (откуда?);