КГУ «Средняя общеобразовательная школа 2» Тема: Туристско – краеведческая внешкольная деятельность Классный руководитель 5 «Г» класса Турлыбекова Н.К 2018/2019 учебный год
Туристско – краеведческая внешкольная деятельность. Цель: воспитание у детей чувства бережного отношения к природе. Задачи: Использовать туристско – краеведческую деятельность как средство экологического воспитания школьников. Способствовать не только расширению представлений детей об окружающим мире, но и реализации деятельностного подхода. Обеспечить формирование умений и навыков, применение которых способствует организации разнообразной деятельности ребенка в окружающей среде, но не наносит ей вреда.
Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по туристской подготовке. Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей - туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Туристско- краеведческая работа юных туристов многообразна по формам. Самой комплексной, эффективной формой туристско-краеведческой деятельности является туристский поход.
Поход - это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.
Краеведение Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, - задача краеведения. Термин «краеведение» Одним из основных направлений деятельности Станции Станции является школьное краеведение. Широкое распространение в образовательных учреждениях получили различные формы общественно-краеведческой деятельности: объединения, поисковые отряды, клубы, научные общества учащихся и др. В краеведческих объединениях учащиеся овладевают основами исследовательской работы; знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы: этнографией, экологией, фольклористикой, археологией и др. Давая возможность овладеть основами этих дисциплин, школьное краеведение воспитывает у обучающихся навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления. В то же время краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций.
Краеведческая деятельность - универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся - идет интенсивное умственное развитие.
В связи с учебной ценностью краеведения, выделяют учебное краеведение. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. В них обязательно участие школьников всего класса, его содержание и характер определяются учебной программой. Также выделяют не программное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Формами его реализации становятся туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.
Следующий компонент ТКД - туризм, является отличной формой реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени. В связи с учебной ценностью краеведения, выделяют учебное краеведение. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. В них обязательно участие школьников всего класса, его содержание и характер определяются учебной программой. Также выделяют не программное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Формами его реализации становятся туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.
Важно не забывать, что участие в полевых исследованиях требует овладения туристской техникой и тактикой, поэтому туризм становится неразрывной составной частью краеведения. Таким образом, в этой связке краеведение обеспечивает познавательную деятельность и интеллектуальное развитие учащихся, а туризм - технико-тактическую подготовку, безопасность и комфорт в полевых условиях. В учебно-воспитательном процессе туризм и краеведение выступают как единое целое - туристско- краеведческая деятельность.
Туристско – краеведческая внешкольная деятельность. Внеурочная деятельность Внеклассное мероприятие Краеведческие, исследовательские экспедиции Туристские слеты, соревнования, фестивали, создание профильных отрядов в школьном летнем оздоровительным лагере Походы выходного дня, экскурсионные поездки, экологические десанты Участие в различных экспедициях, сбор исследовательных материалов, краеведческие слеты
Заключение Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться с любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогических ценных форм. Работа кружка подтверждается на практике призовыми местами и грамотами.