Литература XVIII века Подготовила Бренер Инна Евгеньевна
XVIIвек, Франция Франсуа де Малерб (ок ) Основоположник поэзии французского классицизма. Художник: Робер Лефевр. Никола Буало( ) Французский поэт, литературный критик, теоретик классицизма («Поэтическое искусство»). Художник: И. Риго. Классицизм
Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы.
Иной в своих стихах так затемнит идею, Что тусклой пеленой туман лежит над нею, И разума лучам его не разорвать, Обдумать надо мысль и лишь потом писать! Никола Буало «Поэтическое искусство»
Жанры Высокие Низкие Трагедия Комедия Ода Басня Эпопея Сатира Масштабные Бытовые Событияявления
- это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа
Представители русского классицизма: Феофан Прокопович; Антиох Дмитриевич Кантемир; Василий Кириллович Тредиаковский; Михаил Васильевич Ломоносов; Василий Васильевич Капнист; Александр Николаевич Радищев; Гавриил Романович Державин; Денис Иванович Фонвизин и др.
Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Родословная Фонвизина 1. Когда Фонвизины появились в России? 2. Где родился Денис Иванович? 3. В честь кого он назван? 4. Где и как он учился?
История создания комедии 1. Какую комедию, по мнению Гоголя, создал Фонвизин? 2. Какие недостатки обличает Фонвизин? 3. В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли?
1 действие - завязка сюжета; 2-4 действия – развитие событий; 5 действие – кульминация (передача имения Простаковой под опеку); Развязка наступает с последней репликой Стародума о плодах злонравия. драма комедия 1781 г. Вопросы воспитания; Отношения отцов и детей, взаимоотношения в семейном кругу; Проблема образования; Отношение дворянства к своим слугам, крестьянам. Воспитания подрастающего поколения Воспевание идеалов гуманизма, отрицание жестокости и деспотизма
Домашнее задание: Выделить в комедии черты классицизма (минимум 5 с примерами из текста). Письменно в тетради; Анализ героя по плану (некоторые пункты могут отсутствовать). 1 ряд: Простаков; 2 ряд: Скотинин; 3 ряд: Простакова.
Жизнь крепостных крестьян в эпоху Фонвизина
Простаков Каким предстаёт Простаков? Как он относится к сыну? А сын к нему? Отношения с женой. Почему его относят к отрицательным героям?
Скотинин О воспитании и образовании Основные черты характера Отношение к другим людям Главный интерес в жизни Отношение к родным и близким людям Особенности речи
Скотинин О воспитании и образовании Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет». Основные черты характера Невежественен, умственно не развит, жаден. Отношение к другим людям Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий. Главный интерес в жизни Скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу. Отношение к родным и близким людям Ради возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) готов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана. Особенности речи Невыразительная речь необразованного человека, часто употребляет грубые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.
Госпожа Простакова История воспитания и образования Основные черты характера Отношение к другим людям Отношение к просвещению Простакова как помещица Отношение к родным и близким людям Отношение к сыну, Митрофанушке
Госпожа Простакова История воспитания и образования Выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Основные черты характера Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой. Отношение к другим людям В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее. Отношение к просвещению Образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Простакова как помещица Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Отношение к родным и близким людям Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит. Отношение к сыну, Митрофанушке Любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.
Адресат речи Простаковой Примеры речи, слова и обращения 1. С крепостными и учителями 2. С Софьей 3. С Митрофаном 4. Со Стародумом
Вопросы 1. Грамотны ли Простакова и Скотинин? 2. Как относились к образованию в их семье? 3. Почему обучается Митрофан? 4. Чему и как обучается Митрофан? 5. Глуп ли он? 6. Как он относится к учению?
Отражение идей XVIIIвека в «Недоросле»
Рассуждения Стародума о современной жизни О подлинной знатности О воспитании молодого дворянина О добродетели и благонравии как нравственных основах личности О крепостном праве «Одно почтение должно быть лестно человеку душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быть залогом благосостояния государства» «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди» «Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»
Значение комедии для современников