«Путешествие в Древность воспитание и образование» Древний Египет Выполнил студент 1 группы 2 курса факультета математики Бушуев Михаил
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание.
В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Для мальчиков из привилегированных семей существовали школы.
Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. Они считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль». Заучивание подобных сентенций в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.
Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы- ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.
Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников.
Школы в Древнем Египте существовали, по-видимому, при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них Детей с 5 лет. Сначала ученик должен был научиться красиво и правильно писать, читать; затем составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующую стилистику. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов.
Чтобы научиться считать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь представление об отличиях между беглым, упрощенным и классическими способами написания иероглифов. Не меньшего труда стоило научиться писать. Вот что говорил жрец своему ученику в этой связи: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью». В итоге своих занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.
Одновременно школа сообщала некоторые математические знания, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических исчислений, которые использовались при прогнозировании разливов Нила и т. п. Нередко обучали и географии в сочетании с геометрией; в этом случае ученик должен был уметь, например, начертить план местности.
Постепенно в школах Древнего Египта стала усиливаться специализация обучения. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы, где готовили врачевателей. К тому времени были накоплены знания и созданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах этой эпохи дается описание почти полусотни различных болезней.
Среди школ в древнеегипетском обществе имелись и особые «царские школы», где дети высшей знати учились вместе с отпрысками царской фамилии. Здесь особое внимание. Уделялось чтению древнейших текстов и переводу их на живой язык.
Спасибо за внимание!