Предметно – развивающая среда
Это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика
Основные элементы предметной среды Архитектурно – ландшафтные, природно – экологические объекты Художественные студии Игровые и спортивные площадки, и их оборудование Крупногабаритные конструкторы (модули) Тематические наборы игрушек, пособий Мебель Аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения (плакаты, учебные пособия, настенные доски и т. п.)
Значение среды в развитии дошкольника Развивает способность ребенка к самообучению Способствует утверждению чувства уверенности в себе Способствует развитию познавательной активности личности ребенка Служит целям актуального физического и психического развития
Важно!!! Среда может как стимулировать развитие ребенка (благоприятная, развивающая), так и тормозить его (враждебная в эмоциональном и физическом плане среда)
Основные требования к среде в соответствии с ФГТ 1. Соблюдение следующих принципов: Информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей с предметным окружением; Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; Комплексирования и гибкого зонирования, предполагающим легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования; Стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающим сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Принцип полифункциональности
Принцип стабильности и динамичности
Принцип интеграции физическое направление Физкультура, здоровье, безопасность
Принцип интеграции Социализация, безопасность, труд
2. Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно – развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков 3. Создание ПРС с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной деятельности могут использоваться и входе реализации других образовательных областей Запомни! Исходное требование к среде – это ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития, обеспечивать зону ближайшего развития, таким образом, ПРС должна предоставлять ребенку условия для творческого, духовного развития и вычерпывать из нее информацию. Ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу: Учет возрастных особенностей; Учет детских видов деятельности; Соответствие Сан ПиН, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; Учет количества воспитанников в группах, площади групповых и подсобных помещений; Учет ведущей деятельности возраста дошкольников.
Место педагога в среде Компонент среды Автор среды ПЕДАГОГ -творит, проектирует, создает среду - Определяет свое место в среде, относительно каждого ребенка