1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
Подходы к трактовке понятия «воспитание»:
Воспитание – формирование отношений… Знания Опыт поведения Чувства Направленность личности
Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе: Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе: Двусторонний процесс Целенаправленность Многофакторность Непрерывность
Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе: Основные характеристики воспитательного процесса в начальной школе: Вариативность Творческий характер Диалектичность Цикличность Целостность
Цикличность – последовательная смена циклов воспитательного процесса. Диагностика воспитанности детей Коррекция проекта воспитательного взаимодействия Анализ результатов Целеполагание Проектирование воспитательного взаимодействия Организация воспитательного взаимодействия
2. Каковы закономерности и принципы воспитания?
Закономерности воспитательного процесса 1. Закон целостности. 3. Единство цели, методов, форм, содержания в процессе воспитания. 2. Необходимость субъектной позиции ребенка.
Закономерности воспитательного процесса 4. Зависимость процесса воспитания от мотивационной, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности. 5. Общественная обусловленность цели и содержания воспитания.
3. Эффективность воспитательного процесса определяется единством целей, методов, форм, содержания. 4. Эффективность воспитательного процесса зависит от мотивационной, эмоционально- волевой и поведенческой сфер личности воспитанника. 5. Характер воспитательного процесса зависит от потребностей общества и воспитание способно оказывать влияние на общество.
Общие принципы воспитательного процесса в начальной школе: Общие принципы воспитательного процесса в начальной школе: Природосообразность Гуманизация Персонификация Культуросообразность Дифференциация
Природосообразность – учет в процессе воспитания возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей младших школьников; воспитание у детей ответственного отношения к собственному здоровью, к природе и обществу. Культуросообразность– учет в процессе воспитания младших школьников особенностей национальной и региональной культуры.
Персонификация - подбор индивидуальной стратегии взаимодействия с каждым ребенком с учетом его личностных особенностей. Гуманизация – безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности, а его деятельности, поступков.
Дифференциация – реализация воспитательных задач с учетом возраста, пола, уровней воспитанности младших школьников.
Частные принципы воспитательного процесса в начальной школе: Частные принципы воспитательного процесса в начальной школе: 1. Воспитания в коллективе. 3. Сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. 2. Связи воспитания с жизнью детей.
Частные принципы воспитательного процесса в начальной школе: Частные принципы воспитательного процесса в начальной школе: 4. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. 6. Согласованность требований педагога, семьи и общественности. 5. Опоры в воспитании на сильные стороны его личности.
Частные принципы воспитательного процесса в начальной школе: Частные принципы воспитательного процесса в начальной школе: 7. Создание системы перспективных линий в процессе воспитания. 8. Сочетание прямых и параллельных педагогических действий.
Создание системы перспективных линий (А.С. Макаренко) – определение близких, средних и далеких перспектив в развитии детского коллектива и каждого отдельного воспитанника.
Сочетание прямых и параллельных педагогических действий (А.С. Макаренко). Прямые действия – от воспитателя к ребенку. Параллельные действия – от воспитателя к ребенку через детский коллектив.
3. Что понимается под содержанием воспитания?
4. Каковы методы, средства и формы организации воспитания?
Структура метода воспитания (по Л.И. Маленковой) Структура метода воспитания (по Л.И. Маленковой)
Методы организации жизнедеятельности детей Методы организации жизнедеятельности детей Приучение Требование Поручение Упражнение Общественное мнение Соревнование Создание воспитывающих ситуаций
Поощрение Наказание Методы убеждений Рассказ Пример Объяснение Диспут Беседа Внушение Возвратно-оценочные методы Возвратно-оценочные методы
Средства воспитания – материальные и идеальные объекты, используемые в процессе воспитания. Знаковые символы Материальные средства Способы коммуникации Коллектив Технические средства Жизнедеятельность детей Природа Слово Культурные ценности
По целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса
Игра (Ю.П. Азаров, Е.В. Титова, С.А. Шмаков) : - свободная деятельность детей, организуемая взрослым или детьми с целью отдыха, развлечения, обучения; - вид деятельности по воссозданию и усвоению детьми общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Беседа, консультация, выполнение поручения, оказание индивидуальной помощи По количеству детей, взаимодействующих с педагогом По количеству детей, взаимодействующих с педагогом Индивидуальные Групповые Коллективные Дела, конкурсы, концерты, спектакли, соревнования и др. Совет дела, творческая группа, органы самоуправления, кружки