Тлепцерше Л.М. Формирование экологически безопасного поведения у младших школьников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности
Гипотезу исследования составило предположение о том, что развитие экологически безопасного поведения у учащихся младшего школьного возраста будет эффективным, если в процессе изучения ОБЖ целенаправленно применять общепедагогические методы и формы занятий: ролевые игры, подвижные игры, экскурсии, дискуссии, диспуты, а также специфические методы: экологической рефлексии, экологической заботы, формирования экологических установок, экологической эмпатии. Цель данного исследования - теоретически и экспериментально обосновать эффективность применения методов развития экологически безопасного поведения у детей младшего школьного возраста на уроках ОБЖ. Объект исследования - экологическое воспитание младших школьников. Предмет – процесс развития экологически безопасного поведения в младшем школьном возрасте на уроках ОБЖ. В исследовании поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность экологического поведения в системе экологического воспитания. 2. Рассмотреть экологическое поведение в младшем школьном возрасте. 3. Выявить методы развития экологического поведения у младших школьников. 4. Экспериментально обосновать эффективность выявленных методов для развития экологического поведения в младшем школьном возрасте. Научный аппарат работы
Экологическое поведение – это сознательная, целевая деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления внешней среды, с которыми взаимодействует или планирует взаимодействовать человек
Экологически безопасное поведение (виды, формы, свойства личности) Экологически безопасное поведение пассивное Формы: полное равнодушие к экологическим проблемам, поддержка форм активного экологического поведения осуществляемого другими Свойства личности: низкая эмоциональность и рассудочность, отсутствие любознательности смешанное активное Формы: создание нормативно- правовых документов, участие в природоохранных движениях, соблюдение норм безопасного поведения Свойства личности:: рефлексия, поиск смысла жизни, место в мироздании
Анкета N п/п Экологические нормы Да (3 балла) Нет (1 балла) Иногда (2 балла) 1Ломаешь ли ты ветви деревьев и кустарников без исключительной надобности? 2Повреждаешь ли кору деревьев, вырезаешь на коре деревьев надписи, свои имена? 3Рвешь ли в лесу, на лугу цветы, о распространении которых не знаешь? 4Собираешь ли лекарственные растения, которые можно собирать, которых в вашей местности много? 5Съедобные ягоды, орехи собираешь ли так, чтобы не повреждать веточек? 6Сбиваешь ли ты только ядовитые грибы? 7Обрываешь ли в лесу паутину и не убиваешь ли пауков? 8Ловишь ли ты бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых? 9Разоряешь ли гнезда шмелей? 10Разоряешь ли муравейники? 11Бережешь лягушек, жаб и их головастиков? 12Ловишь диких животных и уносишь их домой? 13Подходишь близко к гнездам птиц? 14Разоряешь птичьи гнезда? 15Выпускаешь свою собаку гулять в лесу или в парке весной или в начале лета, где она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей? 16Ловишь и уносишь домой здоровых птиц и зверей, уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов? 17В лесу ходишь по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву? 18Жжешь траву на лугу? 19Оставляешь ли мусор в лесу, парке, на лугу, у реки? Выбpасываешь ли мусор в водоемы?
Уровень развития навыков экологического поведения у младших школьников(начало эксперимента) Уровень Контрольная группа (%) Экспериментальная группа (%) Р Высокий 00Р>0,05 Средний 14,412,5Р>0,05 Низкий 88,687,5Р>0,05
Формы и методы организации занятий, направленных на развитие навыков экологического поведения Методы и формы развития экологического поведения Роль учителя Общепедагогические : 1. Ролевые игры. 2. Экскурсия. 3.Дискуссия, диспут. 4. Подвижные игры. Специфические: 1. Метод экологической рефлексии. 2. Метод экологической заботы. 3. Методы формирования экологических установок. 4. Методы экологической эмпатии. 1. Актуализация экологической деятельности. 2. Актуализация самоанализа действий, направленных на мир природы. 3. Направление экологической активности на оказание помощи и содействие природным объектам.
Уровень развития навыков экологического поведения у младших школьников (конец эксперимента) Уровень Контрольная группа (%) Экспериментальная группа (%) Р Высокий 0,640,8Р<0,05 Средний 21,955,8Р<0,05 Низкий 77,53,4Р<0,05
Благодарю за внимание