Выполнили: ученики 4 В класса МБОУ СОШ 136 Душабаева Умеда. Дмитриев Дмитрий Колыбельная песня в русской народной культуре
Колыбельная – самая первая музыка в жизни человека. Есть особая, волшебная прелесть в звучании этих песен, и не случайно. Своеобразная поэзия колыбельных ведёт начало от заклинаний; первоначально колыбельные выполняли магическую функцию. Мы решили найти подтверждение этому явлению и раскрыть его в исследовательской работе: «Секреты колыбельной песни» Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии, с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка, раскрыть её тайны.
Колыбельная песня передается от одного поколения к другому, из уст в уста. Колыбельная песня - мостик из взрослого мира в мир ребенка, мостик из древнего мира в наш мир.
Функции колыбельной песни Усыпительная Воспитательная Заклинательная Размеренный ритм песни в такт движению колыбели, и традиционны е повторы «баю-бай». Колыбельные несут в себе огромную смысловую нагрузку и содержат особое руководство к действию. Встречаются и строгие наказы. ?
Колыбельная песня и заговор
Криксы По старым крестьянским представлениям, "криксы" особая болезнь детей, вызываемая злым существом, проникающим в ребенка, отчего он "блажит" всю ночь. Пришла бабка с заморья, принесла короб здоровья. Тому-сему не дала, моей девочке приблюла. В головоньку положила, рукавочком покрыла. Криксы - упиры забрала, во мхи болота послала.. Криксы - вараксы, идите вы за крутые горы, За темные лесы от малого младенца! колыбельная песня заговор
Дрёма Люлю, Дрёма пришла, По-под зыбочку брела, К Саше в люлечку легла, Сашу ручкой обняла. Спи-ка, Сашенька, усни, Крепкий сон к тебе приди. Соня – соня кто, усыпи дитятко, Обволоки дрёмой в сонных хоромах. Заведу глаза, шепну три раза: «Спитко, посыпатко, Соня – соня кто». Дрёма - вечерний и ночнойй дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом.. колыбельная песня заговор
Полуночница колыбельная песня заговор Полуночная полуночница, ночной, полуночной не галься, Над дитяткой не деканься. Люли, люленьки, люблю, Тебе плакать не велю. Посижу и пошепчу: -Полуночница – ночница, Из избы вон уходи, От Ванюшки отступи. Полуночница – отнимает сон у младенцев: ноченька- полуноченька, полуночница-щекотунья, ночница, щекотуха-лепетуха, колюха, егозуха, неугомонница.
Бессонница Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой".
Сравнительный анализ заговора и колыбельной песни жанр ВидыОбращение Обрядовое действие Место действия Заговор Белые – это которые приносят пользу, черные- вред. Обращение к явлениям природы или к самой природе: солнце, ветер, небо, воздух. Слово неотрывно от действия. Заговоры произносятся в определенное время, в определенном месте и определенной манерой. Колыбельная песня Направлены на защиту и пожелание добра. Наличие образов мифических и реальных Только словесное обращение к посредника м. Нет определённого места и времени. Вывод Рассмотрев примеры, проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу, что целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались. В песнях используются только образы и элементы заговоров.
Персонажи колыбельных песен из реальной жизни, наделённые человеческими качествами. Котя, котенька, коток, Котя - серенький бочок. Приди, котя, ночевать, мою детку покачать. Люлю - люблю - люблюшки, да прилетели гулюшки. Стали гули гуливать, стал мой милый засыпать. Баю-баюшки-баю, Не ложись на краю: Придет серенький волчок И ухватит за бочок.
Бабай (бабайка ) ночнойй дух, воображаемое существо, используемое родителями, чтобы запугать непослушных детей. Иногда Бабай не описывается вообще; в этом случае дети могут вообразить его в наиболее страшной форме.
Баю-бай, баю-бай, завтра Ванечка помрет, будем Ваню хоронить, в большой колокол звонить. Смертные колыбельные песни
Функции колыбельной песни Усыпительная Воспитательная Заклинательная Размеренный ритм песни в такт движению колыбели, и традиционные повторы «баю- бай». Колыбельные несут в себе огромную смысловую нагрузку и содержат особое руководство к действию. Встречаются и строгие наказы. Рисуются символические картины жизни. Присутствие мифологических персонажей, ограждающие от бед, приманивающие благополучие. Отражается тёмная сторона мира.
Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!