МБДОУ «ЦРР - 189» г Воронеж Подготовила воспитатель: Пузакова Е.Б., Презентация Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность «Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Здоровье более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. «ААА
Цель : Создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Задачи : 1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. 2. Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком; 3. Формировать навыки поведения за столом: правильно пользоваться ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом; 4. Формировать начальные представления о ценности здоровья; 5. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни; 6. Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома; 7. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
К культурно-гигиеническим навыкам относится 1. Соблюдение чистоты тела. 2. Навыки культуры еды. 3. Навыки самообслуживания. 4. Поддержание порядка в окружающей обстановке.
Методы формирования культурно- гигиенических навыков. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур. Пример взрослого. Приучение, упражнение Создание воспитательных ситуаций. Поощрение.
Педагогические приёмы Показ и объяснение. Упражнение и контроль. Игровые приемы. Использование иллюстраций, художественного слова, книг, бесед.
Условия формирования культурно- гигиенических навыков 1. Воспитание привычки к здоровому образу жизни. 2. Единство требований со стороны взрослых. 3. Индивидуальная работа с каждым ребенком. 4. Пример взрослых.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Соблюдаем чистоту тела Игровые ситуации: «Водичка-водичка», «Вымой руки», «Сделай лодочку», «Научим Неумейку мыть руки», «Неумейка вытирается». Художественная литература: К.Чуковский. «Мойдодыр»; Е.Благинина. «Девочка чумазая»; С. Капутикян «Хлюп-хлюп»; Н. Найденова «Наши полотенца» Д/Игры: «Чья картинка?», «Лото», «Что сначала, что потом» Беседы: «Нам водичка добрый друг», «Купаться любят все» «Чисто жить – здоровым быть»
Навыки культуры еды и поведения за столом
Игровая ситуация: «Мы готовимся к обеду», «Принимайся за обед», «Убери со стола», «Кукла учится у ребят аккуратно кушать», «Вытираем рот салфеткой», История про Машу и Витю: «Как Витя учился есть ложкой», «День рождения у мишки» Художественная литература: С.Капутикян. «Маша обедает», «Кто скорей допьет», С.Маршак. «Где обедал воробей?», Ю.Кумак. «Приятного аппетита» А. Кадашова. «Завтрак», «Ужин», В. Берестов. «Ложка» С/Р игра «Семья обедает» «Поход в кафе» Беседы: «Для чего нужна посуда?», «Поведение во время еды»
Навыки самообслуживания Игровая ситуация: «Уложим куклу спать», «Такие разные носочки», «Кукла Маша идет на прогулку», «Причешем куклу» Художественная литература: П.Воронько. «Спать пора» В. Берестов. «Новый бант» В. Маяковский. «Что такое хорошо, что такое плохо?» потешки: «Рости коса» Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Застежки – шнурочки», «Волшебные пуговки» Беседы: «Почему надо причесываться?», «Что такое режим дня» С/Р игра «Парикмахерская»
Поддержание порядка в окружающей обстановке Игровая ситуация: «Уберём игрушки сами», «Каждой игрушке свое место», «Дом для кукол», «Гараж для машин» Беседы: «Чистота, залог здоровья», «Зачем надо наводить порядок в группе?» «Игрушки разговаривают»
Взаимодействие с семьей 1. Сбор информации о наличии у них необходимых знаний. 2. Разработка рекомендаций для родителей. 3. Консультации для родителей. Вывод: 1. Формирование культурно- гигиенических навыков это первоочередная задача воспитателей и родителей. 2. Доказано влияние предметно- пространственной среды на формирование культурно-гигиенических навыков.