Учиться, учиться иещё раз учиться В. И. Ленин ! применять свои знания на практике ! И. В. Польшинская и ФГОС 1
Объединение моделирования и конструирования Программа « Я – Конструктор !» 4 года обучения от 7-16 лет 2
Применение элементов теории решения изобретательских задач ( ТРИЗ ) на занятиях в детских творческих объединениях 3
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Создана Г. С. Альшуллером – бакинским изобретателем, писателем - фантастом Основана на изучении большого количества изобретений в библиотеках патентного бюро Требует большое количества времени для изучения Существуют курсы по ТРИЗ 4
Алгоритм - конечная совокупность точно заданных правил решения произвольного класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения некоторой задачи. 5
АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач Сформулировать задачу Определить систему – определить какие части участвуют в задаче Найти противоречие (- ия ) Сформулировать ИКР ( идеальный конечный результат ) Ответить на вопрос « Что мешает ИКР ?» Поискать ресурс, возможности для разрешения противоречия Следуя определенным правилам, используя методы ТРИЗ, найти несколько путей к ИКР Определить силу и нравственность полученных решений и выбрать наилучшее решение для данных конкретных условий по заданным критериям 6
ИКР - ИКР - Идеальный Конечный Результат – это образ решения задачи ( проблемы ) с минимальными ( в идеале нулевыми ) затратами ресурсов ( труда, денег, информации, времени, пространства, людей и др.), без усложнений и нежелательных эффектов. 7
Методы ТРИЗ Мозговой штурм Синектика или метод аналогий Данетка Типовое фантазирование Морфологический анализ Метод фокальных объектов Метод Робинзона Системный оператор или Системный анализ 8
Методы ТРИЗ - ассоциаций агглютинации гиперболизации акцентирования маленьких человечков и другие 9
1. Мозговой штурм Правила : исключение всякой критики поощрение самых невероятных идей большое количество ответов, предложений чужие идеи можно улучшать 10
1. Мозговой штурм Функции педагога : направлять ход мозгового штурма ставить стимулирующие вопросы осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики подводить общие итоги 11
Примеры задач : Начертить окружность без циркуля Как оставить кусочек осени в зиму ? « Помочь Ивану » 12
« Кленовый лист, ты мне среди зимы приснись..» « ВЕРНИСАЖ » « Кленовый лист, ты мне среди зимы приснись..» « ВЕРНИСАЖ » 13
2. Синектика ( или аналогия ) личностная прямая фантастическая 14
Метод прямой аналогии 15
3. ДАНЕТка Игра « ДАНЕТКА »: 1 игрок загадывает слово 2 игрок пытается его отгадать, задавая вопросы 1 игрок отвечает только « да » или « нет » Пример вопроса : « Это живое или неживое ?». Сразу отсекаются половина предметов 16
4. Типовое фантазирование Фантазирование с использованием конкретных приемов : уменьшение - увеличение объекта дробление - объединение замедление - ускорение времени динамика – статика : оживление неживых объектов и наоборот « наоборот » 17
« Я – Конструктор !» Метод ТРИЗ – Типовое фантазирование. Приём - 18
5. Метод фокальных объектов Пример : игра « Случайный выбор » 19
6. Морфологический анализ Форма МатериалЦвет Где расположен Кто живет 1- эт. деревянный коричневый в лесу Мышка - норушка 2- эт. каменный серый у озера Василиса Премудрая Многоэт. кирпичный красный в городе Поросята, козлята Небоскребпластиковыйжелтыйв Москве Кощей Бессмертный Дворецстеклянныйпрозрачныйв сказке Принцесса Придумать и создать макет дома 20
7. Метод « Системный анализ » Выставка « Автомобильные фантазии -2018» 21
Результаты : 22
Источники : А. Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. Ярославль : Академия развития, И. А. Барташникова, А. А. Барташников. Учись играя. М.: Фолио, 1997 И. А. Барташникова А. А. Барташников Г. С. Альтшуллер. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. М. Альпина Паблишер, 2015 Сайт дистанционного обучения ТРИЗ htm Международный образовательный портал tvorchestva.html tvorchestva.html Мастер - класс по ТРИЗ. Липецк. Социальная сеть работников образования. Методическая разработка на тему : Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в детских творческих объединениях. Иванова И. Ю. priemov-triz-na-zanyatiyah-v-detskih 23