Тема: Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! А в сем коне, какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? А.С. Пушкин
Проблемный вопрос: Реформы Петра 1 – это прогресс или откат назад? Что сделал Пётр I для России – открыл окно в Европу или загнал страну в европейский угол?
Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема: Выводы: Причина: Факты:
«Кластер» Ключевое слово Категория 2 Категория 1 Категория 4 Категория 3
Кластеры: «Реформы Петра I» 1 группа: «Военная реформа» 2 группа: «Реформы в области культуры и просвещения» 3 группа: «Государственно- административные реформы»
Он Балтику смерил стальным глазомером Горят в малярии, подобны химерам, Болота и камни под шагом ботфорт. Державная воля не знает предела Едва поглядела – и всем завладела. Торопится Меньшиков, гонит Лефорт. (Павел Антокольский)
Диаманта 1. Тема (существительное) 2. Определение (2 прилагательных) 3. Действие (3 глагола) 4. Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) 5. Действие (3 глагола) 6. Определение (2 прилагательных) 7. Антоним теме (существительное)
Москва и Kиeв задрожали, Когда Петр, в треске финских скал, Ногой из золота и стали Болото невское попрал... И взвыли плети!.. И в два счета – Движеньем Царской длани – вдруг – Из грязи невского болота – Взлетел ампирный Петербург: И вот теперь, через столетья, Из под земли, припомнив плети, Ты слышишь, Петр, как в эти дни Тебе аукают они?.. (Н.Я. Агнивцев) И до сих пор, напружив спины, На спинах держат град старинный Сто тысяч мертвых костяков Безвестных русских мужиков!..
Таблица ПМИ – недостатки, достоинства,перспективы П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития П М И
Проблемный вопрос: Реформы Петра 1 – это прогресс или откат назад? Что сделал Пётр I для России – открыл окно в Европу или загнал страну в европейский угол?
«Сильною рукою дано новое движение России, мы уже не возвратимся к старине». Н.М. Карамзин
Итоги урока: вы смогли: Определить причины и сущность проводимых Петром 1 реформ; Проанализировать основные реформы в процессе создания кластеров; Понять, что итогом политического развития в ходе изучаемых нами преобразований, в России формируется абсолютизм, а так же определить особенность русского абсолютизма; Проанализировать плюсы и минусы преобразовательной деятельности Петра I; Прийти к выводу о противоречивом характере, а так же к пониманию важности и перспективности проводимых Петром реформ; Оценить личные качества Петра I.
Домашнее задание: написать эссе: «Пётр I – великий реформатор или тиран?»