ПРЕДМЕТНАЯ ЛЕПКА с учетом возрастных особенностей дошкольников Подготовили: Рудикова И.В. и Солопова Л.В. воспитатели группы 3 «Радуга» МБДОУ 30 города Невинномысска
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором при помощи мягких пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные), трехмерные образы или целые композиции Значение лепки для детей дошкольного возраста: знакомство с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей; формирование навыков работы двумя руками (основной инструмент в лепке) развивается и совершенствуется природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы; очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев; развитие мышления, глазомера, пространственного мышления; активно развиваются общие и изобразительные способности. Таким образом, лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда представлений об окружающем мире. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
Виды лепки В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи, и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей. Предметная - дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, животных, транспорт и пр. Сюжетная - дошкольники объединяют вылепленные предметы в одну композицию Декоративная - дети создают декоративные изделия – вазы, кашпо, маски, тарелки и пр. Комплексная дети произвольно или для решения поставленной задачи комбинируют разные способы лепки. Например, вылепив рыбку, украшают ее лепным узором; создав, персонаж из сказки, украшают одежду орнаментом и нелепами.
Основная задача обучить детей умению изображать в лепке основанную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они придают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.
Лепка с учетом возрастных особенностей дошкольников: Ранний возраст (1,6 – 3 лет): Виды занятий : знакомство со свойствами пластилина, предметное Приемы : разминание; разрывание; раскатывание прямое; скатывание круглое; сплющивание; украшение стекой; оттягивание. Умения: раскатывать между ладошками для получения цилиндрической формы; скатывание между ладоней для получения шара; Дошкольники 2-3 лет (вторая младшая группа): Виды занятий: предметное; подводят к сюжетному; подводят к декоративному; по замыслу. Способы: конструктивный; скульптурный. Приемы: разминание; разрывание; деление; присоединение; раскатывание прямое; скатывание круглое; сплющивание; вдавливание; украшение стекой; оттягивание; прищипывание ; защипывание. Умения: делить кусок на части; раскатывать между ладошками для получения цилиндрической формы; скатывание между ладоней для получения шара; преобразование цилиндра и шара; лепка предметов из нескольких частей (пирамидка, самолет).
Лепка с учетом возрастных особенностей дошкольников Средняя группа (4-5 лет):: Виды занятий: предметная; сюжетная; декоративная; по замыслу. Украшения: нелеп; насечка стекой. Приемы: основные; лепка конуса; лепка овала; промазывание. Умение: передача пропорций между частями предмета; использование дополнительного материала (бросовый, природный); включение в работу пальцев; формирование способов обследования; использование барельефа. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) : Виды занятий: предметная; сюжетная; декоративная; по замыслу. Приемы: основные; присоединение; сглаживание готовой лепки – деталь в деталь. Способы: скульптурный; комбинированный и другие доступные способы. Умение: лепить ладонью и пальцами; ставить лепку на подставку; использовать каркасы; передача движений фигуры; уметь читать схему – показ.
Обучая детей предметной лепке перед воспитателем ставятся определенные задачи -развитие детского творчества; - умственной активности; - художественного вкуса, и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности; - вооружение детей изобразительными и техническими умениями; - создание интереса к данному виду деятельности. Развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности Так, любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.
Способы лепки Конструктивный Конструктивный способ образ создается из отдельных частей; как из деталей конструктора) –Например: «Буду лепить самолет. Сначала корпус, а потом крылья и хвост, но хвост можно не лепить отдельно, а просто загнуть конус с одной стороны (ребенок задумывает образ, мысленно представляет из каких частей он состоит, и лепит). Скульптурный (пластический) Скульптурный способ лепка предмета из целого куска (вытянутое яйцо, светильник, рыбка, пришелиц и др.) Комбинированный Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
Лепка из колец техника лепки для посуды ( вазы, кувшины, чашки)
Конструктивный и пластический способы лепки
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки
Приемы лепки:
Используемые ресурсы: Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. Ярославль, «Академия наук», Иванова Т.Е. Занятие по лепке в детском саду. - М.: ТИ Сфера, с. Поисковые системы:
«...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. скульптор И. Я. Гинцбург ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ ВСЕМ и СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!