Языковая норма. Языковая норма (норма литературного языка) это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Языковая норма и её виды. Презентация по русскому языку. Ученицы 10 класса: Пятницковой Н.А. Учитель: Митрофанова И.Н.
Advertisements

Культура речи и языковая норма. 2 Цель урока: Повторить общие сведения о языке, языковых нормах. Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки.
Тема « Пунктуация. Культура речи. Орфография ». Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь : Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Презентация по дисциплине Русский язык и культура речи Орфографические нормы. Пунктуационные нормы.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование Трудолюбимый Ошибочное словообразование формы существительного Не хватает время Ошибочное образование формы.
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Культура речи и языковая норма Орфоэпическая разминка: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? 1) свекла 2) жалюзи 3) оптовый 4) мельком 2. В каком слове.
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
РУССКИЙ ЯЗЫК © Вишнякова Ольга Викторовна, 2010 РУССКИЙ ЯЗЫК Морфемика и словообразование Лексика и фразеология Морфология.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Гонка за лидером Станция. Анаграмма Анагра́мма (от греч. ανα- «за» и γράμμα «письмо») литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Транксрипт:

Языковая норма

Языковая норма (норма литературного языка) это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи.

ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ – ЗАКРЕПЛЕННОСТЬ В СЛОВАРЯХ

Виды языковых норм по степени регламентированности: Директивные (императивные) обязательные к употреблению для всех членов общества (например, орфографические нормы). Вариативные допускающие варианты написания и произнесения: ветры ветра, слесари- слесаря.

Языковые нормы – явление историческое, они меняются. Источники изменения норм литературного языка различны: Разговорная речь; Местные говоры; Просторечье; Заимствования.

Уровни языка 1. Фонетика 2. Морфемика 3. Лексика 4. Морфология 5. Синтаксис

В соответствии с уровнями языка различают языковые нормы:

Орфоэпические нормы. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания- орфоэпия. Орфоэпия определяет: 1) произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях (например, ска[ш]но) 2) ударение (например, красивее).

Нормы ударения Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким – то определенным слогом.

Употребление [е] или [о] после мягких согласных. В соврименной речи нередко можно услышать неправильное произношение слов совримелунный, пе кло, опека, афера, атлет, быт ие; быт ие м (философский термин) с гласным [о] вместо правильного произношения с гласным [е]: совримелунный, пекло, опека, афера, атлет, быт иё, быт иём (вместо правильного соври[мне ]лунный, [п'е ]кло, o[п'е ]ка, а[ф'е ]ра, am [л'е ]т, быт и[е"], быт и[е ]м).

В других случаях имеют место произносительные варианты: жёлчь и желчь, белёсый и белесый, головёшка и головешка, поблёкнуть и поблекнуть, манёвры и маневры.

Аббревиатуры Следует обратить внимание на то, что сложносокращённые слова (аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв, их составляющих: СНГ [эс эн гэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].

Лексические нормы Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей.

. Нарушение лексической сочетаемости слов Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.

Смешивание паронимов Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический)

Неточности словоупотребления Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

Плеоназмы Плеоназмы – слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Тавтология Тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, изобразить образ). Масло масляное

Лексические нормы в аспекте выразительности. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению. Синонимы подразделяются на несколько групп: смысловые (семантические) – синонимы, различающиеся оттенками значения (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, талисман – амулет, красный – алый) стилистические – синонимы, различающиеся стилистической окраской, субъективной оценкой, сферой употребления (будущее – грядущее, умный – толковый – башковитый, беседовать – болтать – трепаться, работать – вкалывать).

Если синоним подобран неудачно – это тоже речевой недочёт. Например: Ему удалось повлечь за собой единомышленников. Многие животные зимой бросаются в спячку. Президент устроил правительству разборку.

Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). Особо выделяются так называемые контекстуальные антонимы – слова, ставшие антонимической парой только в определённом контексте. Например: кто сеет ветер, пожнёт бурю. У неё были не глаза, а очи.

Аккуратнее также с: Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы) Неологизмы Фразеологизмы Многозначные слова

Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений 24

Типы морфологических ошибок 25 Ошибочное словообразование Трудолюби м ый Ошибочное образование формы: существительного опытные бухгалтер а прилагательного Более красив ее. слаже числительногоС пятьюстами рублями местоимения Ихнюю вещь глагола Махают руками

Определите, в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3. Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг,складывалось впечатление,что ты здесь уже был. 26

Трудные случаи употребления имён существительных Немалые трудности возникают при употреблении существительных, обозначающих лиц по роду деятельности или по профессии. Например: Опытный адвокат Иванова выиграла процесс. - Опытный адвокат Иванов выиграл процесс; Участковый врач Смирнова посетила больного. - Участковый врач Смирнов посетил больного.

В русском языке есть существительные, род которых определить нельзя. К ним относятся слова, не имеющие формы единственного числа: сливки, чернила, мемуары, сани, ножницы, брюки, каникулы, шахматы, именины, крестины, поминки, проводы, Кордильеры, Сочи.

Заимствованные существительные которые не изменяются по падежам (шоссе, метро, кофе и др.). Они называются несклоняемыми. Попытки изменять такие слова приводят к грубым ошибкам типа: Он вернулся за пультом. Род таких слов нельзя определить по окончанию, он определяется по значению слова, связанному в большинстве случаев с понятием одушевленности/неодушевленности. Средний род - большинство

Более худшее, мне красивее!!!!!!!!!!!! нельзя!

Синтаксические нормы Нормы употребления словосочетания или предложения Причастный оборот, как известно, должен стоять перед или после определяемого слова. Нельзя сказать: Купленные билеты вне кассы недействительны.

Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовал о в игре. Нарушение управления Согласно приказ а Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые. Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива. 32

Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастным.оборотом Начав заниматься,у вас было мало времени. Ошибки в построении Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь.Когда я вернулся домой. 33

Синтаксические нормы Было давней нормой было употребление предлога по и местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в далунный конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные форму по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.

3. Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса 35

3. Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса 36

Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес,директор,доктор, мастер,профессор,шелк. Договор, инженер,офицер,тренер,шофер, месяц, торт, госпиталь. Перепишите,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки,сапоги,чулки, носки); много (дела,места, яблоки,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины,помидоры, томаты ); группа ( инженеры,тренеры, шоферы ). Просклоняйте числительные 749, полтора, обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый,горький, сладкий, глубокий, маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов : ехать, разжечь, лечь, стереть. 37

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическаю ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно: Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов,все шофера, две пары носков,моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега. 38

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ