Анализ урока – один из главных инструментов управления качеством преподавания в школе 11 ноября 2009 год
Требования к проведению урока 1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока. 2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях. 3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока. 5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени. 6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся. 8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой. 10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания. 11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.). 13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий. 14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.
15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов. 16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
НЕДОСТАТКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ УРОКА В ШКОЛЕ Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно- методической дисциплины.Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно- методической дисциплины. Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях. Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке). Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника. Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования. Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия. Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала). Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.). Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения. Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения. Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению. Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов. Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.
Программа наблюдения уроков учителей, работающих в 1 классе Какие приемы взаимодействия с уч-ся использует учитель для создания положительной атмосферы предстоящего урока? Результат наблюдения Какие учебные ситуации использует учитель для максимального вовлечения уч-ся в учебное общение? Стимулирует ли учитель интерес уч-ся к изучаемому материалу? каким образом? Учитывает ли учитель возрастные особенности уч-ся при выполнении урочных учебных заданий? Какими методами поддерживает учитель включенность уч-ся в урочную деятельность? Применяет ли учитель активные методы обучения, соответствующие данному возрасту? Каким образом учитель поддерживает положительную самооценку уч-ся? Как осуществляет обратную связь в уроке? Насколько проявляются в уроке тактичность педагога, его умение понимать и принимать инициативу школьников в уроке? Каким образом учитель отмечает достижения уч-ся в уроке? Учитывает ли педагог в своей работе рекомендации воспитателей детского сада?
Опросный лист 1 Довольны ли Вы своим уроком? (да/нет, потому что…)Довольны ли Вы своим уроком? (да/нет, потому что…) Что понравилось больше всего?Что понравилось больше всего? Чтобы Вы сделали по-другому? Почему?Чтобы Вы сделали по-другому? Почему? Кто из учеников Вас удивил?Кто из учеников Вас удивил? Этот урок для Вас обычный или он потребовал большей подготовки?Этот урок для Вас обычный или он потребовал большей подготовки? Часто ли Вы меняете тип урока/формы работы/приемы?Часто ли Вы меняете тип урока/формы работы/приемы? Вы на уроке чаще всего «солист» или «дирижер»?Вы на уроке чаще всего «солист» или «дирижер»? В этом классе Вам работать комфортно?В этом классе Вам работать комфортно? Кто из детей в этом классе требует особого внимания? Как Вы решаете эту проблему?Кто из детей в этом классе требует особого внимания? Как Вы решаете эту проблему?
Опросный лист 2 Тема урока. Цель урока. Соответствует ли поставленная цель заявленной теме?Тема урока. Цель урока. Соответствует ли поставленная цель заявленной теме? Задачи урока. Как они соответствуют поставленной цели и способствуют ее реализации?Задачи урока. Как они соответствуют поставленной цели и способствуют ее реализации? Какая цель в рамках данного урока предполагается у учащихся?Какая цель в рамках данного урока предполагается у учащихся? Обсуждалась ли с учащимися цель их деятельности на уроке?Обсуждалась ли с учащимися цель их деятельности на уроке? Нужно ли обсуждать с учащимися цель их деятельности на уроке?Нужно ли обсуждать с учащимися цель их деятельности на уроке? По каким критериям будет определяться достижение цели, поставленной учителем?По каким критериям будет определяться достижение цели, поставленной учителем? Каким образом способствует достижению целей каждое из заданий урока?Каким образом способствует достижению целей каждое из заданий урока? Как подводится итог урока?Как подводится итог урока?
Виды анализа СтруктурныйСтруктурный АспектныйАспектный Комплексный (полный)Комплексный (полный)
Структурный анализ Тема, цели урокаТема, цели урока Содержание урокаСодержание урока Виды деятельности учителя и учениковВиды деятельности учителя и учеников Результаты урокаРезультаты урока (-это выделение и оценка доминирующих структур урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей уч-ся)
аспектный анализ Планирование учителем (У) образовательных, воспитательных и развивающих задач урокаПланирование учителем (У) образовательных, воспитательных и развивающих задач урока Организация (У) повторения пройденного материалаОрганизация (У) повторения пройденного материала Оптимальность типа и структуры урокаОптимальность типа и структуры урока Соблюдение требований к содержанию урокаСоблюдение требований к содержанию урока Выбор методов, приемов, средств обученияВыбор методов, приемов, средств обучения Характер взаимоотношения (У) и уч-сяХарактер взаимоотношения (У) и уч-ся Подготовка уч-ся к выполнению дом. заданияПодготовка уч-ся к выполнению дом. задания Организация закрепления изученного учебного материалаОрганизация закрепления изученного учебного материала (- детальное, всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатом деятельности уч-ся
Комплексный анализ Цели, задачи урокаЦели, задачи урока Готовность учителя и уч-ся к урокуГотовность учителя и уч-ся к уроку Организационная структура урокаОрганизационная структура урока Содержание урокаСодержание урока Методическое обеспечениеМетодическое обеспечениеурока Поведение и деятельность уч-ся на уроке Характеристика деловых качеств учителя Общие результаты урока
Требования к системному анализу Расчленить урок на части и рассматривать их в рамках целого урока в связи с другими его частямиРасчленить урок на части и рассматривать их в рамках целого урока в связи с другими его частями Оценка каждой части урока по следующим характеристикам:Оценка каждой части урока по следующим характеристикам: *Правильность постановки ТДЦ данного этапа урока *оптимальность отбора содержания под эти цели *адекватность методов и форм организации учебно-познавательной деятельности уч- ся содержанию и целям данного этапа урока *степень реализации поставленных целей Оценка связей между всеми частями и между каждой частью и целями (как каждый этап работал на последующий, предыдущий? Какую роль данный этап сыграл в достижении ТДЦ?) Оценка конечного реального результата в соответствии с запланированным (степень реализации поставленной ТДЦ в целом)
цели Оптимальность содержания Адекватность методов адекватность оргформ Степень Реализации цели
Условия, необходимые для проведения конструктивного анализа урока Заранее оповестить учителя о времени и цели посещенияЗаранее оповестить учителя о времени и цели посещения Уточнить, понятна ли цель посещенияУточнить, понятна ли цель посещения Проводить анализ в спокойной неспешной обстановке (желательно не после проведенного урока)Проводить анализ в спокойной неспешной обстановке (желательно не после проведенного урока) На основе различных схем анализа урока организовать рефлексию учителя по поводу успешных и менее успешных этапов урока. Подвести учителя к объективной самооценке урока.На основе различных схем анализа урока организовать рефлексию учителя по поводу успешных и менее успешных этапов урока. Подвести учителя к объективной самооценке урока.
Спасибо !!!Спасибо !!! Успехов в работе!Успехов в работе!