Тема: «ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ».
План: Философия в Древней Индии. Философия Древнего Китая. Философия Древней Греции.
Философия в Древней Индии. Буддизм. В 6-м веке до нашей эры на севере Индии возник буддизм, основателем которого был Сиддхартха Гаутама ( гг. до н.э.). Впоследствии он был назван Буддой. Имя Сиддхартха означает достигший цели.
В буддизме существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого – это всё ведёт к страданию. Путь, ведущий к устранению страданий состоит из 3 -х факторов – познания(праджня), поведения(шила) и сосредоточения(самадхи). Всё это может быть достигнуто в нирване, в состоянии просветления, т.е. в состоянии Будды.
Путь, ведущий к устранению страданий, - благой восьмеричный путь - заключается в правильном суждении. Правильном решении, правильной речи, правильной жизни, правильном стремлении, правильном внимании и правильном сосредоточении.
В 35 лет Будда прочел свою первую проповедь, которую называют Первым поворотом колеса Диармы. В этой проповеди он провозгласил Четыре Благородные Истины.
Четыре Благородные Истины : вся человеческая жизнь это сплошное страдание; причина страданий стремление к удовольствиям; прекратить страдания можно лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности; ведет к прекращению страдания Благородный Восьмеричный Путь.
В буддизме существует два основных направления: ХИНАЯНА(малая колесница) и МАХАЯНА(великая или широкая колесница). Под колесницей или ЯНОЙ понимаются средства, доставляющие последователей к цели – просветлению. В Хинаяне главная цель – преодоление собственных проблем и достижение личного просветления и статуса освобождённого человека- АРХАТА, а в Махаяне – достижение идеала БОТХИСАТТВЫ – существо, достигшее высшего духовного пробуждения, но решившее не уходить в вечный покой, чтобы повести за собой других.
Индуизм Из всей плеяды божеств на первый план выдвигаются Вишну и Шива. Наиболее известным произведением индуизма является «БХАДАВАДГИТА»(«Бо жественная песнь»), провозгласившая преданность богу.
Философское обоснование индуизма заключается в шести системах: Санкхья; Йога; Вайшешика; Ньяя; Миманса; Веданта
Санкхья учит, что существует материальная первопричина мира- пракрити. Пракрити произошло от трёх элементов Тамас (тьма) Раджас стремление Саттва (ясность)
Йога делает акцент на исследование психологических категорий и исходит во многом из положений о медитации. Вайшешика основывается на том, что существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения, где главный элемент – атом( они вечны, неуничтожимы и никем не созданы). В Ньяе особое место уделяется проблемам логики и гносеологии, в частности средствам надёжного, достоверного познания.
Миманса провозглашает возврат к Ведам и воспринимает ведические тексты как высший авторитет. Веданта (буквально означает «конец Вед») признаёт брахму, понимая её как абсолютную духовную сущность мира.
Локаята Основателем локаяты упоминается чаще всего Чарвака. Согласно локаятикам, человек состоит из четырё материальных элементов- земли, воды, огня, воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Локаятики критиковали кастовую систему, ритуалы жрецов и авторитет священных книг.
Философия Древнего Китая Философия в Китае достигает наивысшего расцвета в так называемый период «воюющих государств, который называют «золотым веком» китайской философии (6- 3 вв. до н.э.) Основные философские направления: инь- ян, конфуцианство, даосизм, школа имён, моизм, легизм.
Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является И цзин (Книга перемен). Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы (вторая половина VI первая половина V вв. до н. э.) и Конфуций (Кун Фу- цзы, гг. до н. э.). Идеи Лаоцзы изложены в книге Дао дэ цзин.
Конфуцианство Основоположник ом конфуцианства был Конфуций ( гг. до н.э.).
Идеалом конфуцианство было прошлое. Конфуций говорил о себе: «Излагаю старое и не создаю нового». Он и его последователи сосредоточили своё внимание на воспитании человека в духе почтительности по отношению к окружающему и обществу. Золотое правило Конфуция: «Не делай людям того, что не пожелаешь себе».
По конфуцианским религиозным верованиям почитание духов предков и сыновняя почтительность (СЯО) являются главнейшей обязанностью человека. Основные категории конфуцианства: «ЛИ» - соблюдение ритуалов и обрядов, «ЦИ» - практическое осуществление нравственных норм, «ИНЬ» - положительное начало, «ЯН» - отрицательное начало, «ДАО» - путь неба, вселенная, отражение которых должно быть поведение человека, «ЧЖЕН» - гуманность, «И» - долг, «СИН» - искренность.
ИНЬ-ЯН «В каждом добре есть зло, в каждом зле есть добро»
Даосизм Центральное значение в даосистском учении принадлежит понятию дао- путь. Кроме того в даосизме особое внимание уделяется природе, космосу и человеку. Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности. ( Дао дэ цзин)
Школа имён ориентировалась на решение проблем языкового выражения действительности. Она исследовала отношение вещей и соответствие суждений и наименований. Моистская школа получило название по имени основателя Мо-Цзи( гг. до н.э.). Главное внимание в ней уделяется проблемам социальной этики. Физический труд в школе был основой воспитания её послушников. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе. Легизм- учение, сосредоточившее внимание на социально-политических вопросах.
Философия Древней Греции Древнего Рима Ионийская натурфилософия. Представители Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, которые были уроженцами Милета впервые попытались представить Вселенную в виде саморазвивающейся и саморегулирующейся системы. Космос не создан никем из богов и никем из людей и должен существовать вечно. Управляющие ими законы доступны человеческому пониманию. В них нет ничего мистического и непонятного.
Анаксимен ( гг. до н. э.) за первооснову всего сущего принимал воздух
Анаксимандр ( гг. до н. э.) за первооснову всего сущего принимал апейрон- вечная и бесконечная субстанция, качественно не сводимая ни к одной из четырёх стихий, пребывающая в непрерывном движении, в процессе которого из апейрона выделяется противоположные начала: тёплое и холодное, сухое и влажное и т.п.
Фалес за первооснову всего сущего на земле принимал воду, тогда как Гераклит принимал огонь. ГЕРАКЛИТ: «Всё течет, всё изменяется» «Нельзя в одну реку войти дважды»
Согласно Анаксагору (представитель материализма) мир первоначально представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц («семян»), которой придал движение ум(нас).
Атомизм Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа и Демокрита. Левкипп заложил основы атомистической философии, а его ученик Демокрит расширил и уточнил её, создав универсальную философскую систему, согласно которой мир состоит из пустоты и движущихся атомов- бесконечно малых неделимых частиц.
Демокрит Движение – не результат влияния духа, а свойство самой материи. Наилучшей форма государственного устройства - демократия, наивысшая добродетель – мудрость.
Софисты С середины 5 в. до н.э. в центре философии оказывается не мир, а человек. В этом немалую роль сыграли софисты(греч. сафо - мудрый). Причина развития софизма – логика развития знания. Софист, странствующий и обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - результат профессионализации знаний. Софисты, в частности Протагор положил начало словесным состязаниям., в которых прибегал к парадоксам. Он утверждал, что не знает, существуют ли боги.
Сократ( гг. до н.э.) Он полагал, что истина всё же существует и может быть найдена в споре.
Платон( гг. до н.э.) В трактатах «Государство» и «Законы» Платон создал модель идеального полиса, во главе которого должны были находиться философы, люди, обладающие знанием.
Использованная литература: Основы философии Ахмедова М.А., Аликулов Х.А., Алимова Д.А., и другие Википедия (картинки)