Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) САДОВА К.А МОС40-ОЗД1901
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта). Обобщенные творческие способности личности: самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление; умение перенести ЗУН в новую ситуацию; видение новой стороны в знакомом объекте; умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые.
Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это: - выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова; - технология технического творчества (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера; - технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности.
Акценты целей: По И.П. Волкову: Выявить, учесть и развить творческие способности; Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. По Г.САльтшуллеру: Обучить творческой деятельности. Ознакомить с приемами творческого воображения. Научить решать изобретательские задачи. По И.П.Иванову: Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.
Школа творчества И. П. Волкова Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение. Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность. Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей. Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы. Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера Теория - катализатор творческого решения проблем. Знания - инструмент, основа творческой интуиции. Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Творчеству, как любой деятельности, можно учиться. Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.
Коллективное творческое воспитание И.П.Иванова Диалог всех возникающих точек зрения. Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире. Социальная направленность деятельности. Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле. Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности. Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Особенности содержания по И.П.Волкову Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно- параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.
По Г.С.Альтшуллеру Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: О компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.
По И.П.Иванову Коллективные творческие дела - это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности. Его содержание - забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность.
Особенности методики Общие черты рассматриваемых технологий: - Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю. - Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя. - Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия. - Игровые методики. - Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Возрастные этапы технологии Начальная школа: - игровые формы творческой деятельности; - знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей; - освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы); - обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты; - формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам.
Среднее звено: - техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); - участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; - изобразительное творчество.
Старшая ступень: - выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше; - исследовательские работы; - литературные, художественные и музыкальные сочинения.
По ИЛ.Волкову Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле. Приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).
В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.
По Г.С.Алътшуллеру В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск. Мозговая атака, как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
Основной принцип и правило этого метода категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.
Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента. Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.
По И.П.Иванову Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.
Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами. В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.