Педагогика высшего образования
1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование
Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса.
Цели и задачи высшего образования удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах подготовка, переподготовка и повышение квалификации организация и проведение научных исследований удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования
Педагогика высшей школы - отрасль педагогической науки, изучает педагогические закономерности и средства организации и осуществления образовательного процесса (самообразования), обучение, воспитание (самовоспитание), развития (саморазвития) и профессиональной подготовки студентов (слушателей) к определенному виду деятельности и общественной жизни.
Предметом изучения педагогики высшей школы является процесс обучения и воспитания специалистов с высшем профессиональным образованием.
Условия общества потребовали внедрения научно обоснованной подготовки научно- педагогических кадров для высшей школы.
Категориальный аппарат педагогики высшей школы Профессиональное становление Профессиональное образование Профессиональное обучение Профессиональное воспитание Профессиональное развитие
Педагогический процесс в вузе - активный процесс взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности субъектов и объектов обучения и воспитания, составляет организованную и целенаправленную учебно-воспитательную деятельность его участников, их обучения и воспитания, развитие, профессиональную, морально-психологическую и психологическую подготовку, выполняемых в единстве и взаимосвязи.
Методология науки
Основные положения и принципы материалистической диалектики: Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся Закона перехода количественных изменений в качественные Закона отрицания отрицания
Специальная методология педагогики ориентирует на учёт: Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него; Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно- полезной деятельности; Единства воспитания и самовоспитания личности.
Основные методологические подходы в педагогике: Системный подход Личностный подход Деятельностный подход Полисубъектный (диалогический) подход
Культурологический подход Этнопедагогический подход. Антропологический подход Компетентностный подход
Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.
Классификация методов исследования: Теоретические методы Научно-прикладные методы
Выделяют следующие виды наблюдений: непосредственное и опосредованное сплошное и дискретное открытое и конспиративное лонгитюдное и ретроспективное
Достоинствами опросных методов являются: быстрота получения информации, возможность получения информации в широких пределах заданной тематики, возможность математической обработки полученной информации, сравнительная легкость получения большого количества данных.
Беседа – это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему.
Интервью
Анкетирование
Эксперимент
Структура и логика научно-педагогического исследования. Общее ознакомление с проблемой исследования Выбор методологии Построение гипотезы исследования Выбор методов исследования Организация и проведение эксперимента
Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования Выработка практических рекомендаций
Первый уровень европейского высшего образования – бакалавр.
Второй уровень европейского высшего образования – магистр.
Третий уровень высшего образования в едином европейском образовательном пространстве – доктор наук.
Германия
Франция