Термин «коммуникация» (от лат. communicare делаю общим, сообщение, передача) это обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
Коммуникация – процесс социального взаимодействия и обмена сообщениями, информацией между двумя и более людьми. Коммуникации - связующий процесс в осуществлении управленческой деятельности. Неэффективные коммуникации - одна из главных причин возникновения проблем в управлении.
Цели коммуникации Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления. Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией. Установить взаимосвязь между людьми в организации. Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации. Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации
Функций коммуникации информативная передача сведений необходимых для принятия управленческих решений; мотивационная побуждение работников к исполнению и улучшению работы; контрольная отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности; экспрессивная способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему
Классификация коммуникаций Организационные коммуникации: внешние (коммуникации организации с внешней средой), внутренние (между подразделениями и уровнями управления), Межличностные коммуникации: формальные, неформальные.
Виды коммуникаций внутри организации: Межуровневые коммуникации. Могут происходить по нисходящей (сообщение подчиненным уровням о принятом управленческом решении) и восходящей (отчеты, предложения, объяснительные записки). Горизонтальные коммуникации. Обмен информацией между подразделениями для координации задач и действий для того, чтобы подразделения работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. Коммуникации «руководитель – подчиненный». Связаны обеспечением вовлеченности отдела в решение задач; обсуждением проблем ; получением сведений об идеях, предложениях подчиненных. Коммуникации между руководителем и рабочей группой. Позволяют руководителю повысить эффективность действий группы. Неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций – это канал распространения слухов, которые передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения.
Формы межличностные коммуникации Вербальная коммуникация – знаковая форма. Информация передается в знаковой форме системы общепринятых знаков ( текст, голос как озвучивание потенциальной знаковой формы). Невербальные коммуникации – незнаковые формы коммуникаций, без использования слов как системы кодирования Слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации, 55% – позы и жесты.
Коммуникационная сеть Коммуникационная структура (совокупность каналов или связей передачи информации); Вертикальные связи (строятся по линии руководства от начальника к подчиненным). Горизонтальные связи ( между равными по уровням иерархии субъектами в организации). Диагональные связи ( между работниками разных уровней, не связанными линейно ).
Выделяют шесть областей коммуникативного взаимодействия руководителя с сотрудниками. 1. Прием на работу. Задача убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы в данной организации, получить определенное представление о новом сотруднике. 2. Ориентация. Задача ознакомить с базовыми целями организации, конкретными программами, условиями их выполнения, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллективом задач. 3. Индивидуальная оценка сотрудников. Задача сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в деятельность организации.
4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача представить сотрудникам информацию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, принимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе. 5. Обеспечение дисциплины. Задача ознакомить сотрудников с действующими в организации правилами, инструкциями, традициями, контролировать их выполнение. 6. Функционирование. Задача обеспечить сотрудников необходимой служебной информацией, оказывать необходимую организационно- методическую поддержку.
Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам: 1) руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75-95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности; 2) коммуникации необходимы для эффективности управления; 3) коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя; 4) хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.