Развитие органов дознания в РУз ВАХАБОВ ФИРДАВС ГРУППА 01-89
29 января 1918 г приказом СНК Туркестанского края в Туркестане были образованы органы милиции и 30 января был создан «Отдел управления инспектора милиции в городах и уездах Туркестанского края» 5 октября 1918 г на заседании Коллегии НКВД РСФСР было утверждено Положение об организации отделов уголовного розыска. 16 октября это Положение было разослано на места 16 июля 1919 г положение об организации уголовного розыска было утверждено Турк ЦИКом в Туркестане от 8 января 1918 г СНК Туркестанского края приказом предлагал всем органам, имеющим право на арест граждан, направлять заключенных в следственные органы с подробным изложением обвинения 27 мая 1919 г принял постановление «О производстве арестов». Требовалось мотивировать каждый арест, производить подробный допрос, уведомлять об этом вышестоящие органы. В нем были отражены инструкции работников милиции по дознанию, аресту, их замена в случае жалобы и т.д. С этого и началось функционирование органов дознания
Качество работы было низким. Раскрываемость- 50% В 1925 открыты курсы командного состава милиции и уголовного розыска Однако они не могли охватить учебой необходимое количество работников местных органов дознания Не хватало преподавателей
ВЦИК принят первый Уголовно- процессуальный кодекс РСФСР, расширивший полномочия органов дознания 1922 г к числу органов дознания были отнесены: органы милиции и уголовного розыска; органы ГПУ; органы податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой инспекций и инспекции труда. Инспекции могли проводить дознания лишь по делам, отнесенным законом к их ведению. Согласно ему
В соответствии со ст. 97 УПК УзССР 1926 г срок производства дознания устанавливался не более одного месяца 29 июня 1929 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс УзССР, который был введен в действие 1 августа того же года. Статья 4 гласила: "Предварительное расследование производится следователями, милицией, уголовным розыском, органами объединенного ГПУ, специальными инспекциями по делам их ведения и иными органами власти, которым специальными законами предоставлено право производства расследования". Из содержания статьи видно, что в ней отсутствуют понятия "дознание" и "предварительное следствие", так как эти два понятия были объединены в одно общее понятие «предварительное расследование»
Согласно ст. 28 Основ и ст. 97 УПК УзССР к органам дознания были отнесены: 1) органы милиции (милиция); 2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными или военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения службы или учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных не военнослужащими, работающими в военных учреждениях и воинских частях, или в распоряжении учреждения или части; 3) начальники исправительно-трудовых учреждений - по делам о преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудового учреждения; 4) органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил; 5) органы пограничной охраны - по делам о нарушениях государственной границы; 6) органы комитета государственной безопасности - по делам, по которым они проводят предварительное следствие. После принятия Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, 21 мая 1959 г., был принят Уголовно-процессуальный кодекс Узбекской ССР, который был введен в действие с 1 января 1960 г. Основы закрепили две формы предварительного расследования уголовных дел: дознание и предварительное следствие, и дали исчерпывающий перечень органов предварительного расследования. Из этого видно, что в перечень органов дознания не включены санитарные, технические, торговые инспекции и др., так как законодатели решили лишить эти учреждения права производства дознания
После провозглашения независимости, 31 августа 1991 г., как у равноправного субъекта в международных отношениях в Республике Узбекистан назрела необходимость в принятии нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. Так, в 1994 г., 22 сентября, был принят Уголовно- процессуальный кодекс, в котором нашли свое отражение основные положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 г., а также других ключевых международных документов. Действующий Уголовно- процессуальный кодекс Республики Узбекистан, в отличие от ранее действовавшего Уголовно- процессуального кодекса 1959 г., расширил круг органов дознания, включив в качестве двух новых органов государственные органы налоговой и таможенной служб.
Однако в 2001 г. в структуре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан было упразднено Главное оперативное управление по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере. Тем самым орган государственной налоговой службы (Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан) автоматически перестает быть органом дознания по делам о нарушениях налогового законодательства. Кабинетом министров Республики Узбекистан 6 июля 2001 г. вынесены Постановления "О мерах по усилению борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями" и 28 ноября 2002 г. - "О мерах по совершенствованию деятельности Департамента по борьбе с налоговыми преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан", согласно которому был создан Департамент по борьбе с налоговыми преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, на который и было возложено производство дознания по делам о нарушениях налогового законодательства. Согласно новеллам, внесенным Законом Республики Узбекистан от 25 апреля 2016 г. в п. 8 ст. 38 УПК Республики Узбекистан, рассматриваемый орган дознания теперь называется Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
На основании проведенного анализа можно выделить следующие этапы и становления органов дознания в уголовном процессе Республики Узбекистан: первый этап - развитие органов дознания после октябрьского переворота ( гг.); второй этап - развитие органов дознания в период до введения в действие УПК Республики Узбекистан (1 апреля 1995 г.); третий этап - период развития органов дознания с 1 апреля 1995 г.
Спасибо за внимание