Кредо: «Если я знаю, что знаю мало я добьюсь того, чтобы знать больше». Дуболазова Татьяна Петровна, учитель математики КГУ «Средняя школа 5» г.Атбасар, Образование: высшее, Целиноградский педагогический институт им. С. Сейфуллина,1982 г. специальность математика Категория: высшая Год подтверждения: 2013 год Стаж работы: 35 лет.
«Логическое мышление как основа развития функциональной грамотности» Из опыта работы учителя математики КГУ «Средняя школа 5» г.Атбасар Дуболазовой Татьяны Петровны.
Цель работы - Помочь каждому ученику научиться быстро решать логические задачи. - Развивать способность мыслить свободно, творчески. - Дать возможность каждому ученику расти настолько, насколько он способен.
«Логическое мышление как основа развития функциональной грамотности» Актуальность опыта : Развитие логического мышления - формирует основу функциональной грамотности учащихся. Диапазон опыта: Единая система «Урок – Внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
Сущность опыта: Создание условий для развития логического мышления учащихся через введение в урок элементов занимательности, использование игровых элементов, творческих задан ий.
Новизна опыта. Создание условий для развития логического мышления учащихся через введение в урок элементов занимательности, использование игровых элементов, творческих заданий.
Я создала и апробировала программы: «Язык и логика» 5,6 классы Программа кружка «По следам Пифагора» 5-8 классы. «Сто задач по геометрии» 7 класс. «Развивающие задачи по геометрии» 8 класс. «Прикладной курс по подготовке к олимпиаде» 9 класс. «Уравнения с параметром» (практикум по решению задач) «Практикум по решению задач» 10 класс «Интенсивный курс по подготовке к ЕНТ» 11 класс.
Практическая база опыта. За время своей работы (35 лет) у меня сложилась своя программа по развитию логического мышления. Программа состоит из 4 ступеней с учётом возрастных особенностей учащихся.
1 ступень программы Младшие школьники 1-4 классы. В своей педагогической деятельности уделяю большое внимание сохранению преемственности в обучении. Выпускники начальной школы 5-6 классы реализуют программу математического кружка «По следам Пифагора».
Во время декады математики его участники проводят занятия с малышами «Путешествие по стране Математики». Сказочные герои проводят с учениками 2 го класса логические тренинги.
Тренинг «Собери фигуру» «Расскажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – Я научусь.»
2 ступень программы Учащиеся 5-6 классов, которым я уделяю особое внимание, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени я предлагаю обучение математике через занятия кружка «По следам Пифагора».
Логический тренинг в 5 классе.
3 ступень программы Учащиеся 7-8 классов. На этом этапе продолжаю развивать устойчивый интерес к предмету с помощью дополнительных занятий по адаптированной программе «За страницами учебника». Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде районного уровня, занимаются исследовательской деятельностью, успешно выступают в районных и дистанционных олимпиадах. 4 ступень программы Учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отвожу профильному обучению учащихся. На прикладных курсах учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Рациональной формой организации работы в данном направлении считаю создание программ прикладных курсов.
Обучение логическим операциям мышления. Участие всем классом в дистанционной олимпиаде. 9 класс. 9 класс. Решение логического тренажера.
Интеллектуальный марафон классы. «В споре рождается истина.»
Результативность опыта. Работа по данной проблеме дает мне определенные позитивные результаты: участие в школьных и районных олимпиада,; дистанционных республиканских и международных олимпиадах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности логического мышления учащихся.
Республиканская дистанционная олимпиада ККО. г.Алматы, 2017 г.
Международная дистанционная олимпиада Видеоурок, 2014 г.
Диагностика развития логического мышления учащихся. Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 5 класс 11% 40% 49% 6 класс 15% 46% 39% 7 класс 19% 47% 34% 9 класс 22% 47% 31% 11 класс 25% 53% 22%
Диагностика развития логического мышления учащихся. Количество учащихся высоким уровнем познавательной активности выросло на 14%, со средним выросло на 13%, с низким уровнем снизилось на 27%.
Заключение. Данные результаты позволяют сделать вывод, что систематическая работа по развитию логического мышления дала эффективные результаты в повышении качества знаний учащихся. Как показывает мой опыт, уроки математики дают реальную возможность для развития логического мышления. Считаю, что систематичность в работе способствует развитию самостоятельности логического мышления, которая позволит детям строить умозаключения, ассоциации, развивает абстрактное мышление. Учит использовать эти знания на уроках и в повседневной жизни, что ведет к повышению и развитию функциональной грамотности.