История 8 класс МОУ «Лазурненская СОШ» Резанова Ирина Вениаминовна
Показать взаимосвязь культуры возрождения и Просвещения; Продолжить формирование представлений о чертах правового государства и гражданского общества; На примере воззрений просветителей продолжить нравственное воспитание учащихся, формировать уважительное отношение к духовному наследию прошлого; Развивать способность осмысливать теоретический материал, систематизировать его, вид 5 елея главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейных направлений, развивать умение работать с учебником, с дополнительными источниками, готовить сообщение, составлять таблицы.
Какие изменения в мировоззрении людей возникли в XV – XVI вв.? Что составляет основные черты гуманистического мировоззрения?
Основа просветительских теорий Вера во всесилие науки и человеческого разума Просветители Сторонники теории Просвещения «естественный свет разума» – основа Познания Поведения людей Средства совершенствования людей
Образование Играет решающую роль в развитии общества Причина бед и несчастий Невежество людей Путь к преодолению несчастий Широкое просвещение масс
Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль. Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке. Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви. Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность. В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого- математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.
Знания берутся из опыта и этим опытом питается разум Заслуга: Создание учения о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. От природы все люди равны. Впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной Законодательная Депутаты парламента Монарх и правительство Исполнительная
Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение. Такой категории как абсолютный покой в природе нет. Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения. Любые изменения в природе подчиняются закону причинности. Поскольку природные явления имеют между собой неразрывную связь, то грани живая-неживая материя нет: они взаимно превращаются друг в друга.
Отрицал существование Бога, критикуя философский идеализм, догматы о свободе воли и бессмертии души. В основе человеческого нравственного поведения видел стремление к счастью. Проповедовал сочетание общественных и личных интересов. политическая организация общества возникает из законодательства и общественных идей. Только просвещенный государь может разумно обустроить общество.
Книга «О духе законов» Законодательная Противник деспотизма Защита личности от произвола властей Свобода личности Учение о разделении властей на три ветви Судебная Исполнительная Парламент – состоятельные граждане Монарх, выбирающий правительство Независимые судьи
Справедливый общественный строй Свобода Равенство Собственность Создатель разумного общества Просвещенный Монарх Просвещенный Монарх Через реформы построит «царство разума» С кем из европейских монархов Вольтер вел переписку? (стр.179)
Борьба против стремления церкви поработить разум человека, против претензий церкви на то, что только она является единственным носителем морали. Отрицание пользы церковных обрядов и молений Бог – «философ на троне неба», «бесконечный искусный работник», «законодатель правил природы и морали» Религия необходима для народа «если бы Бога не было, его следовало бы видумать» Вольтерьянство Свободомыслие и вольнодумство
Человеку от рождения свойственны нравственность и доброта Бедствия человечества из-за появления частной собственности и неравенства людей Необходимость ограничения размеров частной собственности до мелкой собственности, основанной на личном труде Всеобщее избирательное право Идеал Демократическая республика мелких собственников Государственная власть охраняет свободу граждан и защищает их интересы Каждый гражданин участвует в принятии законов
Мысли о системе воспитания: Внимание к внутреннему миру человека Внимание к естественным потребностям человека Требование республики, учение о том, что власть принадлежит всему народу, наши горячих сторонников в ходе Великой буржуазной французской революции
стремление людей улучшить свое материальное положение способно привести общество к благосостоянию Свободный обмен товарами и свободная конкуренция играет главную роль в развитии хозяйственной жизни страны свобода торговли землей, собственники земли должны быть способны использовать ее экономично Главный источник богатства – не деньги, а труд
§ 20 Вопросы и задания