Немецкое Возрождение: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн младший, Альбрехт Альтдорфер, Лукасс Кранах Выполнил: Гармашев Александр
А́льбрехт Дю́рер (21 мая 1471, Нюрнберг 6 апреля 1528, Нюрнберг) немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса Автопортрет, 1493, Лувр, Париж
Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В семье росло 8 детей, из которых будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Отец, Альберехт Дюрер- старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши, он буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она стала записываться как Dürer. Альбрехт Дюрер-старший Барбара Дюрер
В возрасте 15 лет Альбрехт был направлен учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Учёба в 1490 по традиции завершилась путешествием за четыре года молодой человек объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов.
Дом Дюрера в Нюрнберге
В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, вскоре после чего женился. Затем он в том же году предпринимает путешествие в Италию, где знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди и других мастеров. В 1495 Дюрер снова возвращается в родной город и в течение последующих десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494
В 1520 художник предпринимает путешествие в Нидерланды, где становится жертвой неизвестной болезни, мучившей его затем до конца жизни. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея.
Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге
Дюрер составил первый в Европе так называемый магический квадрат, изображённый на его гравюре «Меланхолия». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат числа от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия» (1514)
«Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить
В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем
Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В гг. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия»
Рыцарь, смерть и дьявол.1513 г.
Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504).
Сохранилось около 970 рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Графическое наследие Дюрера отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность натуре. Свои штудии он использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторял мотивы графических работ в крупных произведениях. Заяц, 1502 г. Руки молящегося, около 1508 г.
Ханс Хольбейн (Гольбейн) младший родился в 1497 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего, мастера алтарной живописи г. Молодым человеком покинул Аугсбург и некоторое время жил в Базеле гг. Путешествовал во Франции. В 1526 г. Гольбейн приехал в Англию. В 1536 г. был назначен придворным живописцем английского короля Генриха VIII. Осенью 1543 г. умер от чумы. Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург 1543, Лондон)
Эразм Роттердамский, 1523, Музей искусств, Базель Томас Мор, 1527, Собрание Фрик, Нью- Йорк
Генрих VIII, король Англии, 1540, Национальная галерея, Рим Катарина Говард, пятая жена Генриха VIII, 1541
Тайная вечеря гг. Мадонна бургомистра Мейера 1526 г.
« Мёртвый Христос в гробу» ( ) самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна. Обычно мёртвый Христос изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).
Альбрехт Альтдорфер ( около 1480, Регенсбург 14 февраля 1538, Регенсбург) немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты.
В 1499 г. семейство Альберта Альтдорфера переехало в другой город, но уже в м художник вернулся в Регенсбург. В 1500-м он преодолевает начальные ступени к мастерству: к данному времени относят гравюры, предназначавшиеся аббатству Мондзее. В 1510 г. художник создает первое значительное произведение «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия».
В 1519 Альбрехт Альтдорфер избран в Большой совет родного Регенсбурга, в данный период времени им написано «Рождение Девы Марии». В 1529 художника назначили ведущим архитектором Регенсбурга. На этом этапе Альбрехт уделяет не очень много времени живописи, хоть и выполнил на заказ Вильгельма IV «Битву Александра».
В 1535 мастер поближе познакомился с живописью Италии, влияние которой заметно в художественных росписях купален императора, работе «Лот с дочерьми». Великого Альбрехта Альтдорфера не стало в 1538 году.
Лу́касс Кра́нах Ста́рший ( 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония 16 октября 1553, Веймар) немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукасс Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Венера и Амур. 1509, Эрмитаж Мадонна с Младенцем под яблоней е. Эрмитаж Источник молодости. 1546, Берлинская картинная галерея Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого. 1529, Музей истории искусств, Вена
Меланхолия Государственный музей искусств, Копенгаген Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты г.