Компетентностный подход в образовании. КОМПЕТЕНТНОСТЬ Компетентность (от лат. сompeto) – добиваться, соответствовать, подходить. Словарь русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход в образовании. Болонский процесс и компетентностный подход Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран.
Advertisements

Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Структура и основные положения документа «Профессиональный стандарт педагога» Подготовила: Красношапка Мария Олеговна Музыкальный руководитель первой квалификационной.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования отбора содержания образования.
Транксрипт:

Компетентностный подход в образовании

КОМПЕТЕНТНОСТЬ Компетентность (от лат. сompeto) – добиваться, соответствовать, подходить. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «компетентный» как «1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией».

Компетентность и компетенция В современной педагогической лексике встречается и понятие «компетенция». На сегодня есть два варианта толкования соотношения понятий компетентность и компетенция: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Чаще компетенция рассматривается как составная часть компетентности, понимаемой как интегративное качество личности профессионала, которое включает не только представление о квалификации, но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.

Компетентность Выделяют: социально- гуманитарную компетентность, понимаемую как интегральная характеристика гражданской, личностной и психофизиологической зрелости человека; общенаучную компетентность – наличие определенного уровня образованности в области естественных, общественных и общетехнических дисциплин; профессиональную компетентность. Профессиональная компетентность тесно связана с содержанием подготовки специалиста, составляя ее основу.

Компетентность Профессиональная компетентность – интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. (Э.Ф.Зеер). Профессиональная компетентность педагога - единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А Сластенин).

Болонский процесс и компетентностный подход Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов и контролируется стандартными государственными тестовыми процедурами тестовые процедуры гос тестовые процедуры Компетентностный подход

«В рамках Болонского процесса европейские университеты в разной мере и с различающимися степенями энтузиазма осваивают (принимают) компетентностный подход …» « Компетентностный подход рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия». В. И. Байденко. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования Болонский процесс и компетентностный подход

2003 г. – вступление России в «Болонский процесс» г. – План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005–2010 гг г. – Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг – 2011 гг. – поэтапное принятие и введение в действие ФГОС ВПО Компетентностный подход это исходная точка модернизации российского образования, которая указывает на качество конечного продукта – компетентность выпускника

Вхождение в Болонский процесс переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр – магистр» система ECTS зачетных единиц или «кредит-часов» создание системы аттестации и контроля качества образования развитие соответствующего научного пространства переход от квалификационной модели (характерной для действующих ГОС ВПО) к компетентностной модели специалиста

Что обусловило компетентностный подход? ускорение темпов развития общества новые требования к выпускникам на рынке труда («профессиональный универсализм») развитии процессов информатизации (неограниченный доступ к информации)

Образование от результата является основой стратегии модернизации высшей школы в России вход выход процесс преподавания объем часов содержание …. РЕЗУЛЬТАТ (компетенции) КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Эволюция определения «компетенция» гг. – термин «профессионально важные качества» гг. – адаптация к быстро изменяющимся условиям и требованиям деятельности, способность переносить полученные навыки в другие сферы деятельности после 1990-го – термин «компетенция» как максимально широкое понятие - «готовность человека к эффективной работе»

знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям) знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) Компетенции и навыки (Европейский проект TUNING)

Что такое компетенция(и)? соответствие, соразмерность (пер. с лат.) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом совокупность индивидуальных и профессиональных характеристик работника, определяющих качественное выполнение работы (Г. Сартан) знания в действии, интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию (Э.Ф.Зеер) предметная область в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности (президиум Совета МГУ им. М.В. Ломоносова)

Что такое компетентность? овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.И.Зимняя) состоявшееся качество личности (совокупность качеств) человека и минимальный опыт деятельности в заданной сфере (А.В.Хуторской) способность действовать в ситуации неопределённости общая интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенной области

Особенности компетентности ценностно- смысловые характеристики КОМПЕТЕНТНОСТ Ь интегративный характер практико- ориентированная направленность

Компетенции В современном стандарте высшего профессионального педагогического образования заложен перечень компетенций, которые должен освоить выпускник педвуза, т.е. того, что студент должен ЗНАТЬ, что УМЕТЬ и чем ВЛАДЕТЬ. На основе стандарта разрабатываются программы соответствующих дисциплин, учебники и учебные пособия.

Формулировка компетенций 1. Использование глаголов в неопределенной форме: «понимать», «иметь» (научное представление), «владеть», «уметь», «обладать» (способностью), «быть» (готовым, подготовленным), «знать», (стремиться) «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), «выражать» и т.д.

Результат образования ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент/выпускник по завершении всей или части образовательной программы

Результат образования ФГОС направление «Педагогическое образование» (профессиональный цикл) знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; владеть: способами пропаганды важности педагогической профессии для социально- экономического развития страны;

ФГОС укрупненной группы «Образование и педагогика» направления ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%

Требования к ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации Требования к ООП бакалавра, магистра, специалиста

Соотношение компетенций в ФГОС набор общекультурных компетенций для одного направления образования одинаковый набор профессиональных компетенций для бакалавра, магистра и специалиста разный по объему число компетенций возрастает при переходе на более высокий уровень образования ФГОС

Требования к результатам освоения ООП (ФГОС «Педагогическое образование») Компетенции Общекультурные (ОК) Профессиональные (ПК) Обще- профессио- нальные (ОПК) Профессио- нальные (ПК): в педагогической деятельности в культурно- просветительской деятельности

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК) перечень компетенций, являющихся как результатом изучения всех циклов и блоков дисциплин, так и результатом воздействия на обучающихся социально-воспитательной деятельности вуза

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (направление «Педагогическое образование») владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1) способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); Количество ОК: 16

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (направление «Педагогическое образование») способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12). готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК) (направление «Педагогическое образование») осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); Количество ОПК: 6

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Педагогическое образование») готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); Количество ПК: 11

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК) (направление «Педагогическое образование») готов к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6); способен разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9); возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

Объем дисциплины определяется ее вкладом в формирование компетенций Дисциплина 1Дисциплина 2Дисциплина 3 К1,3 К 5 К2К2 К 4 Компетенция 1 Компетенция 3 Компетенция 2 Компетенция 5Компетенция 4 РЕЗУЛЬТАТ модуль

Пример: дисциплины – формируемые компетенции компетенциидисциплины/модули готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); Информационные технологии Педагогика Методика обучения и воспитания Теории и технологии художественного развития ребенка ….

Компетентностный подход не требует «зафиксировать все содержание образования как перечень компетенций». Масштабность, глубина содержания образования должна быть адекватной заявленным компетенциям. Компетентностный подход не сопровождается отходом от принципа фундаментальности российского образования. Он актуализирует вопрос о его современном понимании, переосмыслении.

Благодарю за внимание!