Транспортная логистика
План : Транспортная логистика Сравнительные характеристики различных видов транспорта Критерий транспортировки Распределение перевозок Направления совершенствования управления транспортными потоками Заключение
Транспорт как составная часть более крупной системы, т. е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.
задачи : Выбор вида транспорта Выбор типа транспортных средств. Разработка рациональных маршрутов движения. Обеспечение технологического единства транспортно - складского процесса. Планирование транспортного процесса на различных видах транспорта Согласование тарифов. Оптимизация расходов
Сравнительные характеристики различных видов транспорта Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
По назначению выделяют две основные группы транспорта : Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным ( магистраль – основная, главная линия в какой - нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения ). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт ( морской и речной ), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный ).
Существуют следующие основные виды транспорта : железнодорожный морской внутренний водный ( речной ) автомобильный воздушный трубопроводный
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс. Транспортный комплекс образуют зарегистрированные на её территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно - экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.
Логистический менеджер должен решить вопрос оптимизаций расходов на постоянные издержки. При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся : Логистический менеджер должен решить вопрос оптимизаций расходов на постоянные издержки. При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся : Затраты на эксплуатацию собственного парка транспортных средств Затраты на оплату услуг транспортных, транспортно – экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке Скорость транспортировки Качество транспортировки ( надёжность доставки, сохранность груза и т. п.)
Анализ видов транспортировки Общий алгоритм организации транспортировки может быть представлен в виде схемы : Выбор вида транспортировки Выбор вида транспорта. Выбор основных и вспомогательных логистических посредников в транспортировке.
Основные виды транспортировки. Унимодальная ( одновидовая ) транспортировка Осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункт транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспортировки в такой перевозке являются вид груза, объём отправки, время доставки груза, затраты на перевозки. Например, при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартийных отправках на короткие расстояния – автомобильный.
Комбинированная Эта перевозка отличается от смешанной наличием более чем двух видов транспорта. Её использование обусловлено структурой логистических каналов снабжения. Когда, например, отправка крупных партий ГП производиться с завода - изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом ( с целью максимального снижения затрат ), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли осуществляется автомобильным транспортом.
Мультимодальная В этом случае есть лицо, которое организует перевозку, несёт за неё ответственность на всём пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа. Признаки интермодальной и мультимодальной перевозок : Наличие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи Единая сквозная система фрахта Единый транспортный документ Единая ответственность за груз и исполнение договора перевозки.
Организация и подготовка перевозок По стандартным расписаниям и по заявкам. Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов : маятниковые, веерные, кольцевые. оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации ; закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей. Планирование перевозок состоит из трех этапов : технико - экономическое планирование ; календарное планирование ; диспетчирование.
Заключение Исходя из изложенного, следует отметить, что основная функция транспортной логистики – это управление материальными потоками от производителя до получателя по графику. Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Транспорт представляет собой важное звено логистической системы ; он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Он должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запасами пользователя. В границах межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все участвующие в них виды транспорта управляются из одного центра. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и снижение затрат на перевозку. Целям логистики отвечают такие прогрессивные способы перевозок, как пакетные, контейнерные, комбинированные. Перспективы развития транспортной логистики состоят в замене бумажных перевозочных документов электронными. Автоматизация информационных потоков, сопровождающих грузовые потоки это один из наиболее существенных технических компонентов логистики.