История домбровского кия Выполнила: Султанова Н. Проверила: Рахымжан А.
Кюй - это инструментальная пьеса, глубокая по содержанию и отточенной форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального звучания. Кюй не большой по времени звучания (около 2-4 минут). В основном кюи исполнялись на струнных и щипковых инструментах: на домбре или кобызев. Исполнителей киев называют кюйши.
К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи- легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюим и датируется 13 веком. Авторы известных казахских киев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кия и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюи.
Сущность кия связана с психоэмоциональным началом и соотносимо с понятием "состояние", "настроение". Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра. Кюй призван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни, а также особую группу составляют кюи посвященные животным и птицам.
Кюй - это повесть заключенная в звуки. Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кия с момента его рождения».
К 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций.
территория Западного Казахстана территория Восточного, Южного и Центрального Казахстана. Центры развития основных традиций домбровского искусства киев топке шертпе
Для исполнения быстрых, виртуозных топке-киев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче звук домбры. На характер звучания влияла и техника правой руки. В топке-киях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами. В шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и киями, которые на них исполняются, существовала тесная связь.
Для топке-кия характерны: яркие драматические события, волевые, сильные образы. Представители западно- казахстанской традиции домбровой музыки - Курмангазы Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др.
Для шертпе- кия характерны песенный склад, утонченная камерность, психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, образы природы, изящные женские образы. Традиция шертпе-киев представлена творчеством - Таттимбета Байжигита, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.