Родительские ожидания в системе дошкольного образования: современный аспект Шитухина Светлана Михайловна педагог-психолог I квалификационной категории «Центра диагностики и консультирования» г. Северодвинск 2009 г.
Особенности взаимодействия с родителями в дошкольном образовательном учреждении «Портрет» современного родителя Характер родительских ожиданий, предъявляемых к участникам образовательного пространства Анализ традиционных форм работы педагога-психолога ДОУ с точки зрения удовлетворения родительских ожиданий ДЕТСКИЙ САД И РОДИТЕЛИ
Принцип активности: Слышим - 10 % +Видим -40 – 50 % +Проговариваем -60 – 70 % +Делаем – 90 %
Конфликт стилей общения предлагаемый Монологичес кий стиль общения ожидаемый Диалогически й стиль общения
Портрет современного родителя: Отчужденность на фоне социально-экономической нестабильности Страхи родителей Интеллектуализация воспитания Особенности современной семьи, влияющие на родительскую позицию Низкий уровень психолого-педагогической грамотности Эмоциональное отвержение ребенка Снижение воспитательного потенциала семьи «Искаженное» материнство
Интеллектуа- лизация воспитания Отчужденность детей и родителей Страх «неуспешности» детей Социально- экономическая нестабильность Детская агрессивность, преступность, одиночество Эмоциональн. отверженность, дефицит общения Зона работы специалиста и педагога
Родительские ожидания в системе дошкольного образования Профессионализм педагогов ДОУ Выполнение условий договора о сотрудничестве Соблюдение принципов партнерского общения
Идеи партнерского Sb – Sb общения Учет интересов Учет эмоций Признание ценности личности 1. Безстатусность 4. Проявление творчества 3. Обогащение, повышение компетентности 2. Индивидуальный подход Учет целей партнера Учет эмоциональной стороны
Психологический тренинг - это многофункциональный метод преднамеренных изменений человека, группы, организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. (Институт тренинга, С.-Петербург)
ПРАВИЛА РАБОТЫ ТРЕНИ НГОВОЙ ГРУППЫ: 1. ЗАКРЫТОСТЬ - физическая (постоянство состава и количества участников); - психологическая (сохранение конфиденциальности происходящего); 2. ИСКРЕННОСТЬ 3. «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»
ПРЕИМУЩЕСТВА ТРЕНИНГОВОЙ ФОРМЫ С РОДИТЕЛЯМИ: 1. Особый психологический климат.
2. Исследование психологических проблем участников группы.
3. Развитие родительского самосознания: когнитивное аффективное поведенческое
4. Роль тренинговой группы.
Тренинг «Эффективный родитель» Теоретические модули; Практические методы работы: Ролевая играРефлексия опыта Психогимнаст ика Групповая дискуссия Анкетирование Домашние задания