КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВИЛИ:
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА В 50-е годы ХХ века стала формироваться еще одна школа менеджмента – количественная. Во многом это определялось успехами математических и инженерных наук, что стимулировало применение присущих им методов к управленческой сфере. Эффективность использования методов количественного анализа была продемонстрирована во время Второй мировой войны, когда при их помощи решались многие военные задачи.
ДРУГИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ Серьезной предпосылкой стали и успехи научно-технического прогресса в послевоенный период(например, рост мощности компьютеров ), и существенное изменение структуры рынка, которое требовало разработки и внедрения новых способов принятия решений в ситуации возникшей неопределенности.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДАННОЙ ШКОЛЫ осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели. Роберт Мак-Намара Людвиг фон Берталанфи Линкольн Акофф Стаффорд Бир
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Отличительной особенностью количественной школы управления стала замена текстового описания символами и количественными значениями. При этом большая роль отводилась электронно-вычислительной технике, способной обрабатывать огромные массивы информации с большим количеством переменных. Наиболее наглядными примерами использования достижений количественной школы стали модели оценки социально- экономической эффективности управления персоналом и модели, базирующиеся на теории вероятностей, теории игр, на нейролингвистическом программировании.
Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое, упрощенное отображение реальной ситуации. Одной из форм модели является математическая модель - описание систем и процессов взаимосвязанными математическими выражениями (формулами, уравнениями и т.п.).
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Развитие идей и методов количественного направления стали так называемые «синтетические» учения: системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту. Количественные методы опираются на такие научные теории, как теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр, теория массового обслуживания, теория оптимальных систем, статистический анализ и др.
ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Позднее на разработке количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, таких, как модель затрат и выпуска продукции; модель прогнозирования научно-технического и экономического развития. В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ; Использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений ; Применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации ; Концентрация производства - «волшебный фактор» при увеличении уровня производительности труда и конкурентоспособности предприятия ; Разработка «нововведенческого конвейера» ; Объединение в организации гибкости и оперативности мелкого серийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства ; Разработка и применение концепции материального стимулирования с темпами роста, опережающими рост заработной платы.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который может быть выражен в математическом виде; Недостаточный для применения сложных количественных методов уровень образования у многих руководителей (до 60-х) ; Невнимание проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов.
ВЫВОДЫ Школа науки управления сформировалась в начале 1950 годов и действует по наст. время Вклад: Создание количественных методов для оптимизации управленческих решений. Расширение и углубление знаний о сложных организационных проблемах и ситуациях. Разработка полезных инструментов для планирования и контроля. Ограничения и недостатки: Модели могут требовать нереалистичных и необоснованных допущений. Математические модели не могут полностью объяснить и прогнозировать управленческие ситуации.