Результаты мониторинга экономики дошкольного образования (по опросам руководителей) И.В.Абанкина Директор Института развития образования, к.э.н., профессор НИУ-ВШЭ
Задачи обеспечения доступности качественного дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей Повышение разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Повышение разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Развитие кадрового потенциала, финансовая поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда Развитие кадрового потенциала, финансовая поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда Повышение охвата детей программами дошкольного образования за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта Повышение охвата детей программами дошкольного образования за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта Развитие домашних и семейных форм Развитие домашних и семейных форм Доступ к бюджетным ресурсам независимо от формы собственности дошкольного учреждения Доступ к бюджетным ресурсам независимо от формы собственности дошкольного учреждения Развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании Развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании Адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы Адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы
рынок Социальные гарантии Эффективность учредители КУ Негосударственные учебные заведения БУ, АУ содержание по смете на реализацию социальных гарантий спрос на образовательные услуги со стороны потребителя спрос на образовательные услуги со стороны потребителя контракты на основе открытого конкурса, выполнение задания по новому проекту закона «Об образовании» задания на предоставление услуг, выполнение работ, право на участие в открытых конкурсах
Всего в России 51,3 тыс. ДОУ Число детей на 100 мест в ДОУ: (город - 85, село - 60) (город - 88, село - 62)
Численность воспитанников ДОУ: 2002 год – тысяч, 2003 год – тысяч, 2004 год – тысяч, к началу учебного года – тысяч, к началу учебного года – тысяч, к началу учебного года – тысяч К началу учебного года – тысяч
Соотношение мест в ДОУ и количества детей в возрасте 3-6 лет (тыс.)
Проект федерального закона «Образовании» Дошкольное образование Статья 8 Дошкольное образование Присмотр и уход Софинансирование бюджетов по аналогии с общим образованием Ограничения родительской платы Бюджет субъекта + бюджет муниципалитета Бюджет + средства семей Повышение ресурсного обеспечения дошкольного образования Разделение на образовательные услуги и услуги по присмотру и уходу
Целью обследований руководителей дошкольных образовательных учреждений - получение информации о деятельности образовательных учреждений указанного уровня, определение степени согласованности стратегий руководителей с целями государства и реалиями развития общества и информирование всех заинтересованных сторон о результатах этих обследований, что даст возможность учесть результаты и своевременно внести необходимые коррективы. Объект исследования - дошкольные образовательные учреждения. Начало полевых работ: года. Окончание полевых работ: года. Опрос проводился среди руководителей учреждений общего и дошкольного образования (первые лица или их заместители). Для обследований учреждений дошкольного образования была спроектирована выборка общим объемом 400 учреждений. Выборка образовательных учреждений была стратифицирована по следующим параметрам: 1.административно-географический; 2.тип населенного пункта; 3.вид образовательного учреждения. Опрос проводился среди руководителей дошкольных образовательных учреждений следующих видов: обычный детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка начальная школа-детский сад/прогимназия.
Структура анкеты Основные тематические направления социологического опроса руководителей дошкольных образовательных учреждений охватывают следующие блоки: Блок «Общие сведения» содержит вопросы о виде учреждения, форме его собственности и его аккредитации, а также о количестве групп и детей в группе в данном дошкольном образовательном учреждении. Блок «Ресурсы» включает следующие разделы: Оценки уровня обеспеченности различными видами ресурсов к необходимому уровню, наличие объектов инфраструктуры (заданы варианты ответов). Наличие доступа к компьютерам и Интернету и собственного сайта дошкольного образовательного учреждения. Блок «Образовательные стратегии» содержит вопросы об информации, которая свидетельствует о стратегиях дошкольных образовательных учреждений на этапах приема детей и их обучения. Здесь же задаются вопросы, свидетельствующие о качестве образовательных услуг, предоставляемых населению. Блок вопросов о «Финансовой политике», отражает оценку и методы решения финансовых проблем Блок «Кадровая политика» включает оценку и методы решения кадровых проблем. Структура кадров и их качественные характеристики: Оплата труда педагогов: Повышение квалификации учителей Для опроса руководителей дошкольных образовательных учреждений подготовлен блок «Управление дошкольным образовательным учреждением», включающий в себя вопросы, касающиеся наличия Попечительского совета, Управляющего совета. Для определения открытости образовательного учреждения подготовлен вопрос о предоставлении публичного доклада (отчета). Также здесь определяются группы влияния на политику дошкольного образовательного учреждения.
Как Вы полагаете, что лучше всего говорит о высоком качестве обучения и содержания детей в дошкольном образовательном учреждении?(% от числа ответивших)
Как Вы считаете, какие из следующих факторов мешают развитию Вашего дошкольного образовательного учреждения?(% от числа ответивших)
Испытывает ли Ваше дошкольное образовательное учреждение какую-либо конкуренцию на рынке образовательных услуг по основным и дополнительным образовательным программам?
По каким параметрам эта конкуренция более ощутима?
Благодаря чему, прежде всего, Ваше дошкольное образовательное учреждение не испытывает конкуренции?
Как в Вашем дошкольном образовательном учреждении проходил набор новых детей?
Какова динамика приема детей в Вашем дошкольном образовательном учреждении за последние три года?
Используются ли в Вашем дошкольном образовательном учреждении компьютеры? Если да, то кто имеет к ним доступ?
Имеет ли Ваше дошкольное образовательное учреждение доступ к Интернет?
Перешло ли Ваше дошкольное образовательное учреждение на финансирование по нормативам в расчете на одного воспитанника?
Какова примерно структура доходов Вашего дошкольного учреждения в процентах?
Какова примерно структура расходов Вашего дошкольного образовательного учреждения в процентах?
Если расходы по каждой из перечисленных ниже статей принять за 100%, то какая примерно их доля финансируется из внебюджетных средств? (% от числа ответивших)
Если говорить о расходах на оплату труда (их общую сумму принять за 100%), то какую долю в них занимает оплата труда педагогов, административно- управленческого и обслуживающего персонала?
Каких изменений в заработной плате педагогов вы ожидаете в ближайшие год – два?
Предложения в законопроект «Об образовании» Размер заработной платы педагогического работника Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация. Статья 48, пункт 8
Различия между требуемым уровнем заработной платы педагогического персонала и фактическим уровнем (тыс. руб.)
Какую часть от общей численности педагогического состава Вашего дошкольного образовательного учреждения составляют педагоги следующих возрастных групп?
Какими критериями Вы пользуетесь при приёме на работу педагогов? (% от числа ответивших)
Есть ли в Вашем дошкольном образовательном учреждении Управляющий совет, имеющий зафиксированные в уставе управленческие полномочия?
Общественно-государственное управление в дошкольном образовании Результаты проведения опроса руководителей дошкольных образовательных учреждений, являющихся представителями одной из сторон диалога, подтверждают, что влияние родителей на жизнь дошкольного образовательного учреждения усилилось - 45,8% повысилась ориентация дошкольного образования на интересы потребителей - 37,4% система управления дошкольным образовательным учреждением стала открытой - 67,7%. Это характеризует результаты внедрения модели государственно–общественного управления дошкольными образовательными учреждениями как эффективные. Стратегию партнерства дошкольных учреждений с родителями, грамотную организацию конструктивного диалога в интересах детей надо признать ведущей стратегией развития дошкольного образования.
Спасибо за внимание! Абанкина Ирина Всеволодовна (495) Национальный исследовательский Университет – Высшая школа экономики Институт развития образования