Выполнил : Студент 2 курса 1 группы ОТДЕЛЕНИЯ « МЕНЕДЖМЕНТ » Абуханов Мурад 1 Кафедра « менеджмент »
Лидерство – один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняют роль лидера, то есть организуют, направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает действия лидера. 2 Кафедра « менеджмент »
Лидер – член малой группы, которой выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияние на поведение других. 3 Кафедра « менеджмент »
Задача лидера Стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботится о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. 4 Кафедра « менеджмент »
Власть – особенная сущность, носителем которой выступает личность, выражается в концентрированной энергии, заставляющей других людей повиноваться. 5 Кафедра « менеджмент »
Выделяют два аспекта власти : Формальный и психологический – в зависимости от ориентации лидеров. Формальный, или инструментальный аспект власти, связан с правовыми полномочиями лидера, а психологический определяется личностными возможностями лидера воздействовать на членов группы. 6 Кафедра « менеджмент »
Основные черты которые необходимо иметь лидеру : 1. Дальновидность. 2. Способность различать, что необходимо, а что просто важно. 3. Стимулирование последователей выражением признания и вознаграждением за успехи. 4. Владение искусством межличностных отношений. 5. « Политическое чутье » 6. Стойкость. 7. Обаяние. 8. Способность идти на риск. 9. Гибкость. 10. Решительность, твердость. 7 Кафедра « менеджмент »
В последнее время стало популярным выделять еще один стиль управления – коучинг. Коучинг – вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение профессиональной эффективности. Он Направлен на помощь в достижении целей и решении раз личного рода проблем в любых областях человеческой жизни : бизнесе, карьере, образовании, здоровье, семье, межличностных отношениях. 8 Кафедра « менеджмент »
Лидер - организатор ( умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач ); Лидер - творец ( привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми ) Лидер - борец ( волевой, уверенный в своих силах человек. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам 0 Лидер - дипломат ( опирается на превосходное знание ситуации, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять ) Лидер - утешитель ( готов поддержать в трудную минуту ) 9 Кафедра « менеджмент »
1. Теория черт 2. Концепции харизматического лидерства 3. Поведенческий подход 4. Ситуационный подход 5. Современный подход 10 Кафедра « менеджмент »
Р. Стогдилл (1948 г.) выделил 5 основных качеств : ум или интеллектуальные способности ; господство или преобладание над другими ; уверенность в себе ; активность и энергичность ; знание дела. 11 Кафедра « менеджмент »
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. 12 Кафедра « менеджмент »
Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям 13 Кафедра « менеджмент »
. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус - кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям 14 Кафедра « менеджмент »
15 Кафедра « менеджмент »
Стиль лидерства – типичная для лидера система воздействия на членов группы. При авторитарном стиле качество рассматриваемого лидера зависит от информации, которой он обладает и от его способности правильно ее интерпретировать. При демократическом стиле лидер имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуациями. Попустительский стиль – группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. 16 Кафедра « менеджмент »
4. Ситуационный подход ( начало х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик. 17 Кафедра « менеджмент »
Данная теория утверждает, что эффективный стиль руководства должен быть всегда разным в зависимости от зрелости исполнителей и характера управленческой ситуации. Зрелость определяется квалификацией, способностями и опытом работников, готовностью нести ответственность, желанием достичь поставленной цели, т. е. является характеристикой конкретной ситуации. 18 Кафедра « менеджмент »
. Современные подходы (1990- е гг.) - эффективность адаптивного руководства, ориентированного на реальность. Оно означает применение всех известных стилей управления, методов и способов влияния на людей, сообразуясь с конкретной ситуацией 19 Кафедра « менеджмент »
20