1.Работать над составлением плана сказки. 2.Рассмотреть особенности волшебной сказки. 3.Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана - крестьянско-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Урок по сказке "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо"
Advertisements

Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом- солью, сели на добрых коней и поехали Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем.
Презентация к теме русские народные сказки. сказка.
Два Ивана – два героя? (по сказкам «Царевна –Лягушка» и «Иван- крестьянский сын и Чудо-юдо» Авторы: Буслаев Дмитрий Жабин Дмитрий, учащиеся 5 «в» класса.
Волшебная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Автор проекта: ученица 4 класса «А» Бойко Анастасии.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА « ИВАН - КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО - ЮДО » Урок литературного чтения в 3 классе УМК Гармония.
Играем в «карты Проппа» Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22», Череповец.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (5 класс)
ЛИТЕРАТУРАЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯИСТОРИЯ. «Гости из ставшего во многом непонятным прошлого и бесконечно далекого, сказки все же соединяют нас с ним. Они тоже.
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
П.П. Ершов «Конёк-горбунок» МБОУ школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Серафимовича Автор: Калмыкова Л.Ю.- учитель начальных классов.
ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК. Цель урока: Обобщить сведения о русских народных сказках, их видах и особенностях.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Шевакова Е.В. г. Астрахань 2011 год Учебный проект.
Пословицы и поговорки. Родина краше солнца, дороже золота. Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел. На чужбине и собака тоскует. Нет.
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей Урок - сказка математика 5 класс Урок - сказка математика 5 класс.
Cказка - ложь, да в ней намёк… Авторы: Ананьева Валерия, Колпаков Дмитрий ученики 3 класса МБОУ «Озёрная СОШ» руководитель: В.А.Шмелёва.
Кутузов: образ в романе Война и мир Оганян Анна 11 "А" класс
Играем в «карты Проппа» 11 Урок литературы в 5 классе Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 22», Череповец 1(23)
Транксрипт:

1. Работать над составлением плана сказки. 2. Рассмотреть особенности волшебной сказки. 3. Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана - крестьянского сына.

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения. Герой – человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями, то есть персонажами всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат Иван. Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово? Братья отправляются втроём на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде- юде? Волшебная сказка. К какому виду сказок относится эта сказка?

Эта сказка посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ.Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд. Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Почему сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?

План сказки. 1. Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. 2. Братья в чужедальней стороне. 3. Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом: а) первая битва; б) вторая битва; в) третья битва. 4. Возвращение домой. 5. Неожиданные препятствия на пути. 6. Погоня змеихи, её гибель. 7. Братья вернулись.

Нравственное превосходство главного героя Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев? Старик и старуха, родители трёх сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить».

Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом- юдом сразиться»? В сожжённой деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что злодей уже все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сражаться. Нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.

Как проявили себя братья в дозоре? Старший брат первым пошёл в дозор и уснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его.

Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану – крестьянскому сыну было сложнее сражаться во во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов.

Почему каждый новый бой с чудом- юдом для Ивана – крестьянского сына становится всё тяжелее? Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и всё же заснули. Спас от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда о двенадцати головах.

Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки? В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти». Ива- нушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. В середине сказки сказитель называет героя Иваном. Обращение «Иван» - уважительное. Чудо-юдо, змеиха и сказитель в середине сказки называют его «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говори-ли – Иван Петров сын). Обращение по имени и отчест-ву надо было заслужить.

Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются: После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнал о замыслах змеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён» - говорит пословица. После него? Во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. Во время боя? Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями. Перед боем?

Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это?

Кто и когда помогал братьям? Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.

Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»? Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского крестьянина- землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле.

Поэтика сказки Как в этой сказке проявляется цифра 3? * У старика и старухи было 3 сына, * 3 ночи братья в дозор ходили, * 3 раза Иван – крестьянский сын сражался с чудом- юдом, * в каждом бою у чуда-юда прибавлялось по 3 головы, * в последнем бою 3 раза звал Иван своих братьев на помощь, * у чуда- юда было 3 жены, * по возвращении домой братьям на пути 3 раза встречались жёны чуда-юда, которые хотели навредить им.

Выпишите в тетрадь: Постоянные эпитеты Повторы Сказочные формулы

Задание на дом: 1. Подготовить пересказ русских народных сказок: а) о животных; б) бытовой сказки; в) волшебной. 2. Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.