учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.
В марксизме выделялось пять об щественно - экономических формаций : 1 первобытнообщинная 2 рабовладельческая 3 феодальная 4 буржуазная 5 коммунистическая. Государства : 1 рабовладельческое 2 феодальное 3 буржуазное 4 социалистическое.
Главным критерием формационного подхода к характеристике государств выступают социально - экономические признаки ( общественно - экономическая формация )
1. Рабовладельческое государство : экономически господствующий класс рабовладельцев имеет право собственности на рабов, присваивает плоды их труда. Государство имеет классовую сущность ; право защищает интересы только рабовладельцев, приравнивая рабов к « живым орудиям труда ». 2. Феодальное государство : экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимые крестьяне несут обязательные повинности за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность ; право защищает интересы только феодалов 3. Буржуазное ( капиталистическое ) государство : господствующий класс буржуазии держит в экономической зависимости пролетариат, имея собственность на средства производства. Пролетариат ( рабочий класс ) лично не зависит от буржуазии, но вынужден продавать свой труд. Государство имеет классовую сущность ; право защищает интересы прежде всего буржуазии. 4. Социалистическое государство ( существует и переходный период к коммунизму ) обьяявляется общенародным, т, е. бесклассовым. Государственная собственность на средства производства исключает возможность эксплуатации человека человеком. Государство становится общесоциальным, а затем отмирает, т. к. оно может существовать только в классовом обществе. Право защищает интересы каждою члена общества. Мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу
1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально - экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество ; 2. она показывает поэтапность, естественно исторический характер развития государства. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Многие государства действительно вписывались в формационную схему.
1 однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим. В то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы. 2 Условность деления исторических типов государства на эксплуататорские и антиэксплуататорские 3 характеристика социалистического типа государства как исторически последнего и высшего исторического типа государства 4 недооцениваются духовные факторы ( религиозные, национальные, культурные и т. п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно - культурный фактор ( религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.).
Цивилизациониый подход. Существует множество определений цивилизации, поэтому цивилизационных подходов несколько. I А. Тойнби цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. II Цивилизация - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В рамках подхода выделяется большое число типов государств : А. Тойнби выделяет типы государств в зависимости от общности географических признаков ( европейские, латиноамериканские, африканские, северные государства ), религиозных признаков ( православные, исламские, протестантские ), менталитета ( западные, восточные ) и другие.
определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно - исторических условиях в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная ( географически адресная ) типология государств.
недооцениваются социально - экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны ; выделяя большое количество идеально - духовных факторов в качестве признаков цивилизаций формируется типология не столько государства, сколько общества.