Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста. Задачи урока: Повторить приемы сжатия текста.Повторить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПИШЕМ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ Точно передано основное содержание прослушанного текста, отражены все важные для его восприятия микротемы,
Advertisements

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Пишем сжатое изложение. Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым.
С1. Сжатое изложение по тексту публицистического или научного стиля.
Учимся писать сжатое изложение Подготовка к ГИА 9 класс.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Подготовка учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку. Автор: Семёнова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ пос. Шумовский.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Подготовка к выполнению части 1 задания ГИА. - это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста Типы изложения: подробное.
( приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. Изменения в критериях оценивания сжатого изложения в 2012 году ИК2Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Методика обучения сжатому изложению Ресурсный центр.
Известны три способа сжатия текста: 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение. В этой статье я расскажу о первом способе сжатия текста: ИСКЛЮЧЕНИИ. При.
Работа над сжатым изложением.Методы и приемы сжатия текста Выполнила учитель русского языка МОУ «Ефимовская средняя школа» Мельникова В.П.
Транксрипт:

Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста. Задачи урока: Повторить приемы сжатия текста.Повторить приемы сжатия текста. Научить применять приемы сжатия текста на практике.Научить применять приемы сжатия текста на практике. Повторить особенности публицистического текста.Повторить особенности публицистического текста. Познакомить с текстом на литературную тему.Познакомить с текстом на литературную тему. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности. Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков. Вид урока: урок развития речи.

I.Вспомним и потренируемся.

Вспомним и потренируемся.

II.Работа с текстом. II.Работа с текстом. Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, публицист. Автор известных романов "Тишина", "Горячий снег", "Берег", "Игра". Мальчишки, едва закончив школу и достигнув совершеннолетия, становились мужчинами, защитниками, которым пришлось взвалить на свои еще не окрепшие плечи непомерный груз войны.

Как правильно сжать текст? При первом прослушивании: Как правильно сжать текст? При первом прослушивании: - внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание; - определите ТЕМУ текста (о чем текст?) КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? по началу текста; по началу текста; по ключевым словам; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста. по заглавию текста.

Как правильно сжать текст? При первом прослушивании: Как правильно сжать текст? При первом прослушивании: - сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? по настроению, которое вызывает прочтение текста; по настроению, которое вызывает прочтение текста; по отношению автора к событиям, героям; по отношению автора к событиям, героям; по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

Как правильно сжать текст? При первом прослушивании: - определите СТИЛЬ текста, ТИП РЕЧИ (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения; - запомните последовательность событий, рассуждений; -составьте ПЛАН текста, выделяя МИКРОТЕМЫ каждой части и озаглавливая их; КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? по выделению главной мысли в абзаце; по выделению главной мысли в абзаце; по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью; по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью; по ключевым слова и ключевым по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца. предложениям абзаца.

Как правильно сжать текст? При втором прослушивании: - отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ; МИКРОТЕМА – это содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. МИКРОТЕМА является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). МИКРОТЕМА – это содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. МИКРОТЕМА является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить). по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

Способы сокращения текста. Способы сокращения текста.

-от подробностей -главной мысли -однородных членов каждого абзаца -комментариев - типа речи -пояснений - логической последовательности последовательности событий событий - стилевых особенностей - стилевых особенностей

исключаем ОДИН или несколько СИНОНИМОВ в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ЁМКОСТЬЮ в данном контексте; исключаем ОДИН или несколько СИНОНИМОВ в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ЁМКОСТЬЮ в данном контексте; удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ при обобщающем слове или ряд ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части; удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ при обобщающем слове или ряд ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части;

Задание 1. Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста. Замените однородные члены обобщающим словом. Ни в городе, ни в полях за городом, ни в еловом лесу у реки не было прохлады. Готовимся к изложению НИГДЕ

найти единичные факты; найти единичные факты; выявить общее; выявить общее; объединить факты на основе общего; объединить факты на основе общего; сформулировать оставшееся в предложения; сформулировать оставшееся в предложения;

Задание 2. Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста. Передайте (обобщите) смысл трёх предложений в одном: Алёша подтягивался на турнике. Андрей поднимал штангу. Игорь бросал баскетбольный мяч в корзину. Алёша подтягивался на турнике. Андрей поднимал штангу. Игорь бросал баскетбольный мяч в корзину. Готовимся к изложению Мальчики занимались спортом.

заменить сложное предложение простым; заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную. перевести прямую речь в косвенную.

Задание 3. Выполните задания, связанные с различными способами сжатия текста. Объедините два предложения в одно: Не раз я слыхал от охотников, как дружны и смелы дикие утки. Они никогда не подпускают к своим гнездовьям ястребов и других хищников. Не раз я слыхал от охотников, как дружны и смелы дикие утки. Они никогда не подпускают к своим гнездовьям ястребов и других хищников. Готовимся к изложению Не раз я слыхал от охотников, как дружны и смелы дикие утки, никогда не подпускающие к своим гнездовьям хищников.

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текс. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текс. Используйте лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста: лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

III.Прослушайте аудиозапись текста.

Определите тему текста. Определите тему текста. Определите идею текста. Определите идею текста. Как можно озаглавить текст? Как можно озаглавить текст? Почему вы так считаете? Почему вы так считаете? Сколько микротем можно в нем выделить? Сколько микротем можно в нем выделить?

Информация о тексте для сжатого изложения. Информация о тексте для сжатого изложения. абзаца Микротема. 1 Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. 2 Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. 3 Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам.

Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте. Полный текст Сжатый текст Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории

Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте. Полный текст Сжатый текст Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории. Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Момент обращения человека к творчеству позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (По Ю.Бондареву) 161 слово.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (По Ю.Бондареву) 161 слово. Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам. (71 слово) Проверка по абзацам. Учащиеся зачитывают свои варианты сжатого текста.

IV.Работа с критерием ИК2. -3 балла - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. -3 балла - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. -2 балла - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. -1 балл - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.- -0 баллов - экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

2 группа. Незаконченное предложение: 2 группа. Незаконченное предложение: Самым интересным для меня было…., потому что …. Самым скучным для меня было…., потому что …. Теперь бы я ещё хотел узнать о …., потому что …. Я был бы рад…., потому что ….

3 группа. Позиционная дискуссия: 3 группа. Позиционная дискуссия: Работа была плодотворной, потому что …. Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …. Однако мы не узнали о…. Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …. Несмотря на то, что мы не узнали …., работа позволила… 4 группа. Точка зрения: 4 группа. Точка зрения: -Выскажите свою точку зрения относительно данного урока и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости. 1. Очень хорошо. 2. Ничему не научился. 3. Многому научился. 4. Очень плохо.

ИСТОЧНИКИ И.П.Цыбулько. ОГЭ Русский И.П.Цыбулько. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты(12 вариантов).- Национальное образование, 2016 Национальное образование, 2016.