РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ : Что нужно знать родителям ПЕРВОКЛАССНИКА Ответы на самые распространённые вопросы
Вопросы: 1. Во сколько лет можно привести ребёнка в школу ? 2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? 3. Наш ребёнок часто болеет. Как быть ? 4. Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу ? 5. Что должен знать ребёнок, идя в 1 класс ? 6. Как правильно организовать дома рабочее место ученика ? 7. Как питаются первоклассники в школе ? 8. Как быть, если ребёнок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой ? 9. Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников ? 10. Что делают дети на переменах ? 11. Почему в 1 классе нет отметок? 12. Можно ли давать ребенку в школу деньги? 13. Нужен ли дневник первокласснику? 14. Если у детей возможность отдохнуть на уроке? 15. Есть ли в 1 классе домашние задания? 16. Можно ли носить в школу телефон? 17. Может ли ребенок уходить домой один после уроков? 18. Мы ничего не помним о звуках и буквах. Что делать? 19. Можно ли наказывать ребенка за отсутствие успехов в школе? 20. Можно ли платить деньги детям за успехи? 21. Что делать во время ссоры детей? 22. Какие есть рекомендации родителям?
1. Во сколько лет можно привести ребёнка в школу ? Если на 1 сентября текущего года вашему ребёнку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше – семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть с половиной – семь лет у детей складывается понятийный аппарат, необходимый для заучивания и понимания правил.
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? Прежде всего на умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придётся не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Ребёнок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом – семьёй, классом. Будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? Встречаются семьи, где ребёнку многое позволено. Он исподволь руководит родственниками, которые потакают ему во всём, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями – они сначала не понимают сложности ситуации, а затем долго не признают своих ошибок.
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? Обычно Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Опасно Полное отсутствие интереса к учёбе, Делает уроки только «из-под палки» Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
2. На что следует обратить внимание при адаптации к школе ? Уровни адаптации детей: Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях; Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению; Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе; Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).
3. Наш ребёнок часто болеет. Как быть ? В настоящий момент в системе общего образования существует несколько форм получения образования детьми, достигшими школьного возраста. Если ребёнок имеет хроническое заболевание или является инвалидом, то лечащий врач может рекомендовать родителям таких детей воспользоваться надомной формой обучения. В школе им расскажут, какие документы, кроме заявления, необходимы для того, чтобы ребёнок учился на дому. Спецмедгруппа работает до или после уроков. По семейным обстоятельствам пишется заявление (до 5 календарных дней).
Вопрос о школьной форме решается в каждом классе на родительском собрании. Решение о выборе цвета формы вносится в протокол Родительского собрания. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети – они теперь первоклассники. 4. Обязательна ли школьная форма ?
4. Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу ? Не обязательно. У детей должны быть представления о речи, звуках и буквах. Умение складывать из слогов слова ещё не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате обучения Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребёнком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого, скромного человека.
5. Что должен знать ребёнок, идя в 1 класс ? Свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Времена года, название месяцев, дней недели, уметь различать цвета Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество, уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов – больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь и т.д. Уметь находить в группе предметов лишний – например, из группы «Одежда» убрать цветок. Уметь высказывать своё мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о правилах поведения в общественных местах.
6. Как правильно организовать дома рабочее место ученика ? Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребёнок сможет сам систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научиться поддерживать порядок на рабочем столе. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону – основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.
7. Как питаются первоклассники в школе ? Как правило, после первого урока для первоклассников организуются горячие завтраки. Меню утверждается совместно двумя министерствами – здравоохранения и образования. На данный момент питание учеников начальных классов составляет: ЗАВТРАКИ - 50 руб. ОБЕД – 73 руб.
8. Как быть, если ребёнок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой ? Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребёнка. Это может повлечь за собой серьёзные нарушения его здоровья. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость, анурез.
Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня – большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности – учебной. Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня. Это поможет ребёнку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребёнка. 9. Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников ?
10. Что делают дети на переменах ? Отдыхают. Причём отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребёнку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные игры. ГЛАВНОЕ, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.
11. ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ НЕ СТАВЯТ ОЦЕНКИ В 1 КЛАССЕ, ВЕДЬ РОДИТЕЛИ ХОТЕЛИ БЫ ЗНАТЬ ОБ УСПЕВАЕМОСТИ СВОЕГО РЕБЁНКА ? В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребёнок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником.
12. МОЖНО ЛИ ДАВАТЬ РЕБЁНКУ В ШКОЛУ ДЕНЬГИ? Если вы считаете, что вашему ребёнку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут учиться делать покупки благодаря карточной системе. Вы всегда будете знать какая сумма была потрачена вашим ребенком и когда.
13. НУЖЕН ЛИ ПЕРВОКЛАССНИКУ ДНЕВНИК? Дневник стандартного образца должен заполняться учеником по всей форме. Первоклассник не умеет хорошо писать, поэтому заполнять дневник ему помогают родители В дневнике обязательно заполняется титульный лист, расписание уроков, маршрут, расписание звонков, план каникул и расписание кружков. В конце каждой недели родителями ставится подпись. Обязательна подпись родителей рядом с замечаниями, благодарностями и объявлениями.
14. ЕСТЬ ЛИ У ДЕТЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДОХНУТЬ НА УРОКЕ? С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальчиков. Кроме того, учителя начальных классов стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, чтобы переключать внимание школьников. Всё это способствует снижению утомления первоклассников на занятии.
15. ЕСТЬ ЛИ В 1 КЛАССЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ? Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребёнка качественные навыки письма, чтения, счёта, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель, - научиться плавать в ванне ещё никому не удавалось.
16. МОЖНО ЛИ НОСИТЬ В ШКОЛУ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН? Это решение зависит от администрации учебного заведения. Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первоклассникам – велико искушение звонить маме по малейшему поводу. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников или старшеклассников. На время уроков мобильный телефон ставится в беззвучный режим. Позвонить родителям ребенок может на перемене или после уроков.
17. МОЖЕТ ЛИ РЕБЁНОК УХОДИТЬ ОДИН ДОМОЙ ПОСЛЕ УРОКОВ? Ответственность за здоровье ребёнка вне школы в неучебное время несут его родители. Школа обеспечивает безопасность учащихся во время их пребывания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей «с рук на руки», по окончании уроков или работы группы продлённого дня педагоги отдают детей их родителям, близким родственникам или доверенному лицу (от 18 лет и старше).
18. МЫ СОВЕРШЕННО НИЧЕГО НЕ ПОМНИМ О ЗВУКАХ И БУКВАХ И БОИМСЯ ЗАПУТАТЬ РЕБЁНКА. КАК БЫТЬ? На начало 1 класса ребенок должен четко слышать и воспроизводить все звуки. Задача учителя – научить обозначать звуки символами, а впоследствии анализировать слово (делать звуко-буквенный анализ). Основная информация содержится в учебниках и рабочих тетрадях. В помощь ребенку в тетради для печатания есть схема.
19. НУЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА ЗА ОТСУТСТВИЕ УСПЕХОВ В ОБУЧЕНИИ? Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером. Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание. Ребенок должен научиться спокойно воспринимать критику и похвалу.
20. В НЕКОТОРЫХ СЕМЬЯХ ДЕТЯМ ПЛАТЯТ ДЕНЬГИ ЗА УСПЕШНУЮ УЧЁБУ. ПРАВИЛЬНО ЛИ ЭТО? Всё зависит от того, каких именно людей хотят воспитать в семье. Если у вас принято оплачивать труд мамы за приготовленный обед и убранную квартиру, поход отца в магазин, то вы, наверное, на правильном пути. Но… Человеческие отношения состоят из обязанностей людей друг перед другом. Объясните ребёнку, что учёба – это его обязанность, которую он, как и остальные члены семьи, должен выполнять хорошо. Можно организовать в семье систему поощрений. Например, за уборку комнаты ребенок получает 10 баллов, за мытье посуды – 5. Все заработанные баллы суммируются и обмениваются на поощрения: игру, интернет, покупку игрушки, мороженое и т.п.
21. ДЕТИ ЧАСТО ССОРЯТСЯ ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ. ЧТО ДЕЛАТЬ? Вопрос конфликтов в отношениях между людьми самый непростой и касается не только детей. Вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Ни в коем случае в конфликт детей не может вмешиваться взрослый. Его вмешательство требуется только, если есть угроза жизни и здоровью ребенка. При серьезном конфликте нужно общаться с родителями обидчика, но не с ребенком.
21. ДЕТИ ЧАСТО ССОРЯТСЯ ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ. ЧТО ДЕЛАТЬ? Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны, не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не прояснится. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша своего признавать свои ошибки.
22. Рекомендации родителям Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них. Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком. Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…
22. Рекомендации родителям Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её Необходимо развивать внимание и память ребёнка Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми. Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно» Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.