Психологические особенности подросткового возраста
Возрастные границы :11(12)-15(16)лет Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение Новообразования: 1. чувство взрослости 2. развитие самосознания 3.формирование нравственной сферы
Основные особенности возраста: 1.«Гормональный взрыв» 2.Половое созревание 3.Период отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых 4. «Доминанта романтики» 5.Реакция группировки со сверстниками
Проблема возраста отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых + Несформированность нравственной сферы = Склонность к асоциальному поведению
«гормональный взрыв» Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии Частые перепады настроения Приступы раздражительно сти, агрессии относится к временному неадекватному поведению как к норме не провоцировать подростка на аффективное поведение давать подростку возможность успокоиться
общение со сверстниками Школа- место общения Обрывание «семейной пуповины» Вливание в подростковую субкультуру Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников Ставка на авторитет родителей не оправдана Учет ценностей значимой для подростка среды Значимость мнения сверстников
чувство взрослости Соблюдение принципов равноправия и уважения Не учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослый Аргументация требований взрослого Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости Учитывать право на ошибку Доверие авансом Обращение к подростку за помощью, советом
развитие самосознания формирование нравственной сферы Построение отношений по принципу «помощник – друг» Акцент на положительном в поведении и личности подростка Относится к отрицательным поступкам ребенка, как к неизбежным последствиям становления нравственной сферы Осознание роли рефлексии
«Счастье, когда тебя понимают!» Подросток из фильма «Доживем до понедельника»