Система Образования в Кыргызстане
- С давних пор традиции народной педагогики кыргызов считались сформированными воспитательной системой. - Способы воспитания детей, обучение мастерству были основаны издревле.
- На территории современного Кыргызстана, начиная со средних веков применялись различные виды письменности. Среди них самой распространённой была согдийская письменность. Позже была использована уйгурская письменность, чагатайская литературная письменность, общая для казахской, кыргызской, узбекской, уйгурской письменности, так же рабский алфавит и др.
- В 1919 в Кыргызстане открылись общеобразовательные первоначальные курсы для взрослых. Спец. декретом было введено обязательное обучение письму и чтению граждан от 18 до 40 лет. - В конце 1924 был создан Академический центр, на базе которого была образована Кара-Кыргызская научная комиссия. - В целях дальнейшего улучшения образования был рассмотрен вопрос о введении латинского алфавита вместо арабской графики, который в стал широко применяться во всех кыргызских школах. В 1940 этот алфавит был заменён русской графикой.
-В советский период в сфере образования на ряду с большими достижениями были допущены существенные ошибки. Не использовались лучшие достижения, передовой опыт и методы, накопленные в образовательной системе развитых стран. - Все предметы были подчинены партийному принципу и были под большим влиянием коммунистической идеологии. Не уделялось внимание национальным особенностям просвещения. В высших, специально-средних и профессионально-технических учебных заведениях все предметы велись только на русском яз.
- В августе 1991, с обретением независимости Кыргызстана, в республике были проведены крупные реформы. Несмотря на переживаемые экономические трудности, многие преобразования в области образования и культуры, начали претворяться в жизнь. - Руководствуясь Законом «Об образовании», принятом в 1992 Жогорку Кенешем, в котором учтены все достижения практики системы образования развитых стран, в школах, профессионально- технических учебных заведениях, в специальных средних учебных заведениях начали готовить специалистов в соответствии с требованиями времени, применяя новейшие способы и методы обучения. - Во всех учебных заведениях различного типа ведётся изучение кыргызского языка. Этому способствовал Закон « О государственном языке», принятый в 1989 году.
- Школьное образование является основным звеном системы образования и включает 3 ступени: -начальное общее классы; -основное общее классы; -среднее общее классы.
- Наличие Аттестата о среднем общем образовании является необходимым условием для поступления в высшие учебные заведения. Прием на все направления и специальности высшего образования бюджетной и контрактной форм обучения осуществляется только по результатам Общереспубликанского тестирования (ОРТ). - ОРТ состоит из двух частей – основного теста проективного характера, определяющего возможности обучения абитуриента в вузе, и предметных тестов, построенных на материале школьной программы и определяющих уровень знаний абитуриентов. В настоящее время выпускники могут выбирать из 6 предметных тестов - химия, биология, иностранный язык, математика, история и физика.
- С 2012 года Кыргызская Республика перешла на двухуровневую систему высшего образования, которая дает возможность получения степени бакалавра (240 кредитов), магистра (120 кредитов) и специалиста (5 лет обучения, ряд медицинских, инженерных специальностей и специальностей, связанных с творчеством). - Программы послевузовского обучения включают в себя аспирантуру и докторантуру. Защита диссертации позволяет получить степень кандидата (доктора) наук. С 2013 года в 6 вузах внедряется также программа PhD (доктор философии).